«Мурашки по спине, отвисшая челюсть и слёзы» — таковы отзывы британских критиков о балете «Жизель» в постановке и хореографии Акрама Хана. У москвичей и гостей столицы есть возможность проверить действительность этих слов — постановку Английского национального балета, идущую в рамках Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, принимает на своей Новой сцене Большой театр.
Акрам Хан — один из самых известных и востребованных хореографов нового поколения. За 10 лет «танцующий гуру» — мастер индийского стиля катхак — поставил и станцевал несколько спектаклей, которые стали сенсацией. Дважды он выходил на сцену с легендой мирового танца — французской балериной Сильви Гиллем, заставил впервые танцевать ещё одну француженку — драматическую актрису Жюльет Бинош.
Поставить «Жизель» в лондонском театре ему предложила художественный руководитель Тамара Рохо. И, конечно, Акрам Хан сотворил на сцене нечто необычное, мощное и красивое. Он соединил индийскую технику с современной хореографией, а место действия перенес из деревни на ткацкий завод, где живут мигранты. Жизель в его версии — одна из ткачих. За ненадобностью Знать закроет фабрику, а девушки, работавшие на ней, умрут и превратятся в духов. В остальном — действие близко к классическому либретто, только из трагической сказки оно приобретает дух современных европейских проблем с мистической основой. Главная героиня успела познать много бед в своей жизни, но сумела сохранить чистоту души и веру в любовь.
Музыку к балету создал Винченцо Ламаньи по оригинальному балету Адольфа Адана. В версии постановщиков музыка приобрела восточные мотивы, а танцовщицы встают на пуанты только во втором действии, когда работницы превращаются в потусторонних духов.
Из декораций на сцене всего лишь страшная серая стена с отпечатками рук, разделяющая разные слои общества.
Постановка Акрама Хана была удостоена престижной премии Лоуренса Оливье, а мировые издания отозвались о ней с восторгом.
New York Times: «Долгожданная «Жизель» Акрама Хана стала для Английского национального балета и его художественного руководителя Тамары Рохо смелым и дорогостоящим шагом. После премьеры все наверняка вздохнули с облегчением. Это красивая и глубокомысленная интерпретация всеми любимого классического балета 1841 года, и вероятно — да и невероятно тоже — лучшая работа Акрама Хана».
Chicago Tribune: «Такой «Жизели» я ещё никогда не видел. Это просто потрясающе. И надо сказать, что из всех виденных мной танцевальных постановок этот балет, возможно, самый впечатляющий. Уверен, в этом мнении я не одинок».
Manchester Theatre Awards: «В руках хореографа Акрама Хана «Жизель» воспринимается не столько преображенной, сколько революционной, что увлекает не только этот балет, но и саму форму искусства в новое интригующее направление».
–
Наталия Козлова
Фото: Laurent Liotardo. Источник фото: https://www.ballet.org.uk/
___