Сергей Васильевич Женовач под занавес театрального сезона выпустил свою первую премьеру в должности художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова – «Бег» по пьесе М.А. Булгакова.
Сергей Женовач вступил в должность художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова весной прошлого года после того, как ушёл из жизни Олег Павлович Табаков. И сейчас, в конце своего первого полноценного сезона, выпустил премьеру. Выбирая название для постановки, Сергей Васильевич думал о том, чтобы его первый спектакль был исторически связан с театром, в котором начинается новый этап его жизни.
Пьеса «Бег» написана Михаилом Булгаковым в начале 1928 года по заказу МХАТа после премьерного успеха спектакля «Дни Турбиных». Уже распределили роли, начались читки, но в мае того же года постановку пьесы запретил Репертком как произведение, идеализирующее белогвардейщину. В защиту пьесы выступили Максим Горький, начальник Главискусства А.И. Свидерский, Вл.И. Немирович-Данченко, и в октябре пьесу снова приняли к постановке. Но эта победа длилась буквально 10 дней, — последовал новый запрет, который поддержал Иосиф Сталин. В результате — первая постановка пьесы состоялась лишь в 1957 году в Сталинградском драматическом театре им. М. Горького. И только сейчас, спустя 91 год, «Бег» появился на той сцене, для которой был написан.
Сергея Женовача с творчеством Булгакова связывают многолетние отношения. Первой постановкой режиссёра по произведению Михаила Афанасьевича стала «Белая гвардия», премьера которой состоялась в 2004 году. Кстати, тоже в МХТ. И спектакль с успехом шёл 10 лет. Позже Сергей Васильевич уже в своем театре СТИ (Студия театрального искусства) осуществил постановки спектаклей «Записки сумасшедшего» и «Мастер и Маргарита». Теперь же настала очередь «Бега». Прежде всего, когда начинаешь смотреть спектакль, напрашиваются ассоциации с «Белой гвардией»: та же сцена, тот же режиссёр, да и та же команда постановщиков: художник — Александр Боровский, свет — Дамир Исмагилов, звук — Григорий Гоберник. И даже два актёра перекочевали из постановки «Белая гвардия» 2004 года в постановку «Бег» 2019-го — Михаил Пореченков (Чарнота) и Анатолий Белый (Хлудов). И в сценографии идет схожесть в виде наклонного помоста. Но на этом все пересечения заканчиваются. Сценография «Бега» оказывается гораздо сложнее, атмосфера спектакля мрачнее, будущее героев туманнее. Если «Белая гвардия» была семейной, уютной постановкой, в которой, несмотря на приближающиеся ужасы, счастье казалось возможным, то «Бег» — это драма одиноких судеб, это время гибели старой России, катастрофы гражданской войны, трагедии эмиграции. Здесь почти нет веселья. Единственный, кто вносит юмор в страшную историю — Чарнота с его желанием жить, с его радостью и стихийностью.
В «Беге» нет яркого цвета: актёры – в чёрном, сцена – черна, герои затерялись где-то в пространстве, акценты ставятся с помощью света. Сергей Васильевич, говоря про Булгакова, напоминает, что автор характеризовал сам себя: «Я писатель мистический». Вот и «Бег» Женовач поставил в жанре фантасмагории.
Спектакль вышел в собственной редакции театра — где-то текст сокращен, где-то изменен, но от смысла и идеи пьесы отступлений нет. Будто ища новые ходы, режиссёр из восьми снов делает один, где события вытекают один из другого. На сцене — серый помост, посередине которого столб с оборванным проводами. Помост — это и перрон для поездов; и терпящий крушение корабль, с мачты которого сорваны паруса; и крест; и распятие; и виселица со сваленными рядом телами убитых солдат. Из этой груды тел и будут появляться герои для участия в своих сценах, и по окончании — снова смешиваться с труппами. Живые смешиваются с мертвыми, мертвые — с живыми. И уже в такой ситуации не знаешь, кому из них лучше. Потерянный мир, потерянные люди, потерянная страна. Ломаное пространство, ломаная жизнь, уходящая опора, и вертящаяся карусель судьбы.
Спектакль Женовача начинается со сцены с Хлудовым (Анатолий Белый), когда он разговаривает с призраком невинно убитого им солдата (Алексей Красненков), и заканчивается так же, но уже с выстрелом. А все то, что между этими двумя сценами, — сон, болезнь, лихорадка, тиф, окутавшие страну и сознание людей. И каждый, как может, пытается бежать от ситуации, от себя, от революции, от страны. Но от себя не убежишь. «Тараканьи бега», — скажет Хлудов. Смотря сцену в спектакле, где по действию пьесы должны быть тараканьи бега, видишь ползущих солдат — страшно. Как не беги, а получается только бесполезная попытка ползти. Вторая впечатляющая сцена постановки, когда руки мертвецов тянутся к Хлудову и затягивают его к себе.
В «Беге» Женовача Хлудов — главное действующее лицо. Всё происходящее — его сон, сон больного человека, который, думая, что поступает правильно, погубил множество жизней. Анатолий Белый почти не уходит за кулисы, он даже едет в Париж к Корзухину (Игорь Верник) вместе с Чарнотой и Голубковым. Белый играет своего героя потерянным, со взглядом больного человека, с постоянно накатывающимися слезами, но по-мужски их сдерживает. Лишь в самом конце слеза все-таки пробежит по его щеке. Чарнота Михаила Пореченкова легкий, азартный, самый витальный герой истории. В карточной игре с Корзухиным Михаил Пореченков устраивает практически свой бенефис. Но в конце и он задастся пессимистичным вопросом: «Я выиграл так много денег, отчего же мне так грустно?».
Андрей Бурковский в роли Голубкова — самый лирический герой постановки, который живёт любовью и верит в лучшее будущее, где они с Серафимой вновь увидят «снег на Караванной». Для артиста эта роль — особенная удача. Актёр, которого привыкли видеть в характерных ролях, который не мог полностью избавиться от шлейфа комика, в «Беге» выходит на какой-то новый для себя уровень — он преображается в питерского интеллигента.
В других главных ролях: Ирина Пегова в роли разбитной Люськи, Яна Гладких и Мария Карпова в роли меланхоличной Серафимы, Игорь Верник в роли омерзительного Корзухина. Актеры ещё знакомятся со своими героями, ищут их. Пока визуальный ряд спектакля оказывается сильнее. Но в то же время, смотря спектакль, видишь, что сыгранность — дело времени, ведь все образы интересны и все актёры к месту. А в маленьких ролях артисты хороши уже сейчас — это Артём Быстров, Руслан Братов, Евгений Сытый, Павел Ворожцов, Эдуард Чекмазов. На сцене ещё и пространство к которому надо привыкнуть: конструкция то кренится в одну сторону, то в другую, как корабль во время шторма, пытающийся не уйти под воду. Чтобы окрепнуть, постановке нужно время и поддержка зрителя.
«Бег» Сергея Женовача — не просто дань великому автору, а постановка, которая говорит и о людях сегодняшних: в мире все бегут, каждый от своего. Спектакль актуален, и эпиграф (строки В.А. Жуковского), который Сергей Женовач выбрал к спектаклю, как раз об этом и говорит:
Бессмертье — тихий, светлый брег,
Наш путь — к нему стремленье,
Покойся, кто свой кончил бег!..
–
Наталия Козлова
Фото: Евгений Чесноков
___