«Я просто пою о мерзости и запустении». Группа «Тайгер Лиллиз» спела «Гамлета»

На Международном театральном фестивале им. А.П. Чехова состоялся показ спектакля «Тайгер Лиллиз играют Гамлета». Совершенно необычное зрелище представили: музыкальная группа «Тайгер Лиллиз», актёры Театра Републик (Театр Эстербро, Копенгаген) и Театральное агентство Менно Плуккера (Монреаль).

Группа «Тайгер Лиллиз» образовалась 30 лет назад и до сих пор остаётся одним из наиболее оригинальных и дерзких музыкальных коллективов. Это трио, созданное Мартином Жаком, обладателем уникального фальцета, с первых же дней своего существования привлекло внимание публики неповторимым звуком и стилем. Их путь от лондонских пабов в театр Пикадилли и со скамеек уличных музыкантов в Сиднейскую Оперу занял совсем немного времени. Музыка «Тайгер Лиллиз» — это смесь предвоенного берлинского кабаре, анархической оперы и цыганской музыки, навевающая воспоминания о Бертольде Брехте и Жаке Бреле.

Фото: пресс-служба Чеховского фестиваля, автор Martin Tulinius
Фото: пресс-служба Чеховского фестиваля

Режиссёр спектакля Мартин Тулиниус ушёл из жизни в 2016 году в возрасте 49 лет после скоротечного рака, но поставленный им спектакль продолжает жить. В постановке Мартина шекспировская трагедия предстаёт безумным, полным чёрного юмора кабаре с цирком, визуальными превращениями, гигантскими куклами и танцами. Используя аккордеон, контрабас, фортепиано и ударные, музыканты «Тайгер Лиллиз» и их фронтмен Мартин Жак в роли главного актёра бродячей труппы помогают Гамлету рассказывать его историю о любви, предательстве, убийствах и мести.

Изначально Мартином Жаком были написаны песни, которые ему навеяла тема «Гамлета» У. Шекспира. Композитор признается, что пьесу не читал, а руководствовался записками студентов на тему шекспировской истории.

Мартин Жак«Это не совсем постановка, а скорее набор песен о персонажах. Когда я работал, меня особенно интересовало то ощущение ярости, которое испытывал Гамлет, когда его отца убили, а мать вышла замуж за убийцу. Для спектакля было написано 19 песен. В постановке исполняется десятая часть текста Шекспира, которая прерывается и дополняется музыкальными композициями».

Фото: пресс-служба Чеховского фестиваля, автор Martin Tulinius

На сцене три музыканта и пять актеров. «Гамлет», действительно, сильно сокращен, но текста Шекспира больше, чем десять процентов, — это уж точно. И в целом, всё идет практически по пьесе, но динамичнее, драматичнее, мрачнее, безнадёжнее. Одни названия песен в программке уже говорят об атмосфере спектакля: Грех, Один, Убийство, Предай меня, Черви, Утопленница, Песня отчаяния. При всей пессимистичности и рефлексии песен, они, как ни странно, очень жизненны, пропитаны чёрным юмором и дополняют сцену, о которой в тот или иной момент идет речь. От просмотра постановки невозможно оторваться. Трагедия Шекспира превратилась в сказку для взрослых, которую рассказывает сам Гамлет. У всех героев и музыкантов лица выбелены, глаза очерчены, губы нарисованы, — они маски, актёры театра Гамлета (у него лицо без грима), а принц датский — кукловод-распорядитель.

Фото: пресс-служба Чеховского фестиваля, автор Martin Tulinius

Из сценографии на сцене только одна стена, — она то стоит вертикально, то опускается вниз. В стене несколько дверей, из которых появляются актеры. Артисты, занятые в постановке, кажется, умеют всё: петь, играть, выполнять акробатические номера, показывать пантомиму и заниматься клоунадой. В спектакле используются и видеопроекции. Невозможно красивая сцена с гибелью Офелии поставлена вертикально: Офелия идет вверх по стене по волнам, постепенно утопая в них, и, будучи утопленницей, повисает в воздухе вниз головой. И вся эта сцена представлена под прекрасную песню в исполнении Мартина Жака. Если в первом акте есть еще чувство разделенности концерта и театрального представления, — хотя это скорее идет от непривычности того, что видишь, — то постепенно две части настолько сливаются воедино, что одно уже невозможно без другого. Депрессия, унылость, мрачность — главное настроение постановки, но кто бы мог подумать, что серую стороны жизни можно показать так музыкально, экстравагантно, провокационно, четко, точно, эксцентрично, красиво, поэтично!

Наталия Козлова

Заглавное фото: пресс-служба Чеховского фестиваля, автор Miklos Szabo

___