Выставка «По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала XX века»

Новый выставочный проект Государственной Третьяковской галереи знакомит зрителей с процессом обучения рисунку в XVIII – начале ХХ в., являющемуся основой любого вида изобразительного искусства и сегодня. Разделы экспозиции представляют разные учебные практики, к которым приобщались студенты Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также мастерских различных педагогов на пути к вершинам мастерства. В экспозицию войдут учебные рисунки Александра Иванова, Карла Брюллова, Ореста Кипренского, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Поленова, Михаила Врубеля, Михаила Ларионова и многих других выдающихся художников. Выставка даст возможность обратиться к истокам творческой деятельности этих мастеров и понять, с чего начинался их путь. Большая часть произведений демонстрируется впервые.

Русская академическая школа рисунка традиционно пользовалась у художников высоким авторитетом. С появления в середине XVIII века Академии художеств в Петербурге она наделяла своих учеников умениями и навыками, позволявшими свободно решать сложнейшие творческие задачи. Основой академической системы образования был рисунок. Он сопровождал начинающего художника с первых шагов на протяжении всего творческого пути.

Выставка поделена на разделы, которые отражают программу обучения в высших художественных учебных заведениях: копирование с «оригиналов», рисование с гипсов, посещение натурных классов, работа над костюмными постановками и, наконец, создание композиций для больших отчетных работ.

Бронников Федор Андреевич. Римские женщины у фонтана. 1856 Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея

Обучение художествам начиналось с отработки разного вида карандашных штрихов и простейших элементов рисунка. Затем упражнялись в рисунке пером тушью, где невозможно делать поправки, поскольку следующая стадия — копирование «оригиналов» (гравюр или рисунков разных художников) — требовала безукоризненного контура и точной штриховки. Вторая ступень — рисование с гипсовых копий мраморных бюстов и статуй выдающихся мастеров прошлого — знаменовала переход от плоского оригинала к трехмерному. Ученик осваивал светотень как способ создания объема предмета. Поднимаясь на следующую ступень, академисты переходили к главному предмету их творчества: изображению живой натуры, человека. В изучении анатомии человеческого тела — костей и устройства скелета, строения мышц и связок — на помощь приходил анатомический рисунок.

Главным классом, краеугольным камнем всей системы образования был натурный класс. Рисованию «академий», этюдов с обнаженного человеческого тела, в учебном процессе уделялось едва ли не основное внимание.

Если анатомический и натурный классы давали знания и практические навыки в изображении конструкции и пластики обнаженного тела, то в манекенном и «костюмном» классах учили рисовать одеяния с изящными складками, драпирующимися вокруг тела, а также исторически достоверные костюмы для персонажей других эпох.

Одновременно с обучением в классах каждый академист был обязан ежемесячно выполнять учебный композиционный эскиз, тему которого назначал профессор. В работе над ним нужны были и владение рисунком, анатомией и перспективой, и умение изобразить драпировки, и сведения, полученные из курсов словесности, общей истории и истории искусств, поскольку любой сюжет требовал ориентации в исторической обстановке, особенностях архитектуры, костюмов, утвари, вооружения изображаемой эпохи. Эскизы служили упражнениями, которые, наряду с занятиями живописью, подводили академиста к созданию законченной картины. Лучшие из них награждались малыми золотыми медалями.

Итогом учебного процесса становилось исполнение живописной программы на большую золотую медаль. Эта награда была признанием профессионализма; она также открывала для молодого художника возможность отправиться на несколько лет для совершенствования за границу, в Италию или во Францию за счет Академии в качестве ее пенсионера.

Академическая система обучения была суровой школой, которую подчас справедливо критиковали за консерватизм. Но, проходя ее испытания, преодолевая трудный путь по ступеням лестницы, ведущей к вершинам мастерства, наиболее талантливые ее питомцы, наделенные яркой творческой индивидуальностью, — К.П. Брюллов, А.А. Иванов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов и многие другие — создавали произведения, которые украшают коллекции крупнейших отечественных музеев и являются гордостью русского искусства.

Выставка открыта по 12 ноября 2023 года

Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

Репин Илья Ефимович. Запорожец в шапке. Писарь. Обнаженный по пояс запорожец. Мужская фигура в профиль. Руки, держащие лист бумаги. Конец 1880-х Этюды к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1888-1891, ГРМ) Бумага, графитный карандаш, растушка. Государственная Третьяковская галерея

Состав выставки: более 250 произведений графики из собрания Государственной Третьяковской галереи

Кураторы: Нина Маркова, Софья Горбачева

Билеты на сайте Третьяковской галереи

___

Заглавное фото: Берсенев И. Вид на Академию художеств с Невы. 1830-е. Государственная Третьяковская
галерея

___