Выставка «Москва – Ереван – Москва» в Третьяковке

Государственная Третьяковская галерея представляет международный проект — выставку коллекции Арама Яковлевича Абрамяна (1898–1990), московского врача, собирателя русского искусства конца XIX – ХХ века. Выставка, приуроченная к 125-летию со дня рождения Абрамяна, покажет незнакомые московскому зрителю произведения известных художников и талантливых мастеров, чьи имена редко встречаются в музейных экспозициях, а также работы армянских живописцев, учившихся и работавших в России. Представленное в залах Третьяковской галереи собрание демонстрирует особое пристрастие коллекционера к искусству Серебряного века. Проект реализован благодаря финансовой поддержке Фонда «Керон», фонда «Наследие и прогресс» и Т.В. Матиняна.

В фокус внимания Абрамяна с самого начала собирательства попали преимущественно работы художников-современников — как более старших (поздние передвижники, участники выставок объединения «Мир искусства»), так и младших (мастера-шестидесятники) поколений. На протяжении своей коллекционерской деятельности он шел в ногу со временем, последовательно проявляя интерес к новым направлениям русского искусства. Один из знакомых собирателя писал: «Картины целиком оккупировали большую квартиру Абрамянов, они составляют содержание второй жизни своего вдохновенного и очарованного хозяина. Посетитель невольно восхищается не только чудесными полотнами, но и самим Арамом Яковлевичем, когда с увлечением и готовностью он сопровождает его при осмотре, водит по комнатам, показывает каждую картину, с увлечением рассказывает и комментирует ее. И так часами, без устали!».

Николай Владимирович Синезубов (1891–1956). Девушка у дома (Женщина в красном). 1927 Холст, масло. 80 × 59,5. Слева внизу подпись и дата: Н. Синезубов. 1927 г. Музей русского искусства. Инв. Ж-145

Около 1980 года Абрамян принял решение подарить большую часть своего собрания Еревану. Для щедрого дара было выделено отдельное здание, в котором в 1984 году открылся Музей русского искусства (коллекция профессора А.Я. Абрамяна), существующий поныне и хранящий живопись, графику, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Абрамяна. До конца своих дней собиратель продолжал пополнять фонды музея. Другая часть коллекции, в том числе некоторые из новых приобретений Абрамяна, оставалась у него в доме (ныне собрание семьи А.Я. Абрамяна).

В рамках выставочного проекта Третьяковская галерея впервые широко показывает в Москве картины из коллекции А.Я. Абрамяна. В экспозицию вошли работы многих известных художников, в том числе «Натюрморт» К.А. Коровина, «Зоопарк» Б.Д. Григорьева, приобретенные Абрамяном еще до 1968 года.

Выставку открывает раздел графических произведений конца XIX – начала XX веков из собрания ереванского Музея русского искусства. Здесь можно увидеть работы Н.И. Рериха «Облако», «Знак» и «Архаический пейзаж», которые Абрамян относил к числу своих особо удачных приобретений. Также в зале представлены акварели и графические листы других художников круга «Мира искусства»: киммерийские пейзажи М.А. Волошина и К.Ф. Богаевского, «Версаль. Бассейн» А.Н. Бенуа, работы З.Е. Серебряковой, С.Ю. Судейкина, Н.Н. Сапунова, К.С. Петрова-Водкина.

Второй зал содержит преимущественно живописные работы из собрания А.Я. Абрамяна (ныне Музей русского искусства, Ереван). История русского искусства предстает разнообразной и нелинейной в своем развитии: от произведений К.А. Коровина, В.А. Серова пролегают разнообразные маршруты, завершающиеся у полотен 1960-х годов. Картины этого зала демонстрируют вариативность художественных стилей в искусстве первой трети XX века и творческих исканий мастеров того времени. Особое значение в коллекционерской деятельности Абрамяна играли произведения П.В. Кузнецова и его супруги Е.М. Бебутовой, работы таких художников «Бубнового валета», как А.В. Лентулов, Н.С. Гончарова, Н.А. Удальцова, А.В. Шевченко, А.А. Осмёркин, Р.Р. Фальк, одного из членов-учредителей ОСТа А.А. Лабаса, члена объединения «Маковец» Н.В. Синезубова, работы участников выставок «Мира искусства» М.К. Соколова и А.И. Кравченко, исполненные в советский период. Собиратель нередко приобретал картины либо в мастерских авторов, либо непосредственно у их родственников. Он нередко проявлял интерес к мало популярным в то время персоналиям.

Также во втором зале представлены работы из собрания семьи А.Я. Абрамяна — превосходные произведения А.Я. Головина, Б.М. Кустодиева, К.Ф. Юона, Н.А. Тархова, созданные в начале XX века, пейзажи Р.Р. Фалька и П.В. Вильямса 1940–1950-х годов. Особого внимания в этой части экспозиции заслуживают крупноформатная акварель неизвестного широкому зрителю художника В.А. Гальвича, подражателя М.А. Врубеля, красочные, построенные на сопоставлениях сочных цветовых пятен картины А.Э. Миганаджиана и О.К. Татевосяна — русских художников армянского происхождения.

Отдельный блок выставки, своеобразный эпилог рассказа о собирательской деятельности Абрамяна составляют работы шестидесятников —«Ночь в Солигаличе» (1968–1981) и «Зимний вечер» (1963) кисти Н.И. Андронова, «Две фигуры» (1968) В.Е. Попкова.

В залах Государственной Третьяковской галереи впервые встретились две части коллекции Абрамяна — принадлежащая Музею русского искусства в Ереване и находящаяся в собственности его семьи, что позволяет познакомить московского зрителя с ценнейшим собранием врача-коллекционера.

А.Я. Абрамян — всемирно известный врач-уролог, доктор наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда, автор более 100 научных работ. Уроженец Тифлиса, он по окончании гимназии отправился на Кавказский фронт Первой мировой войны. В 1918 году Абрамян поступил в Закавказский медицинский институт. Продолжил обучение в Москве, куда он переехал в 1920 году. В столице посещал музеи и выставки, вращался в художественной среде. Начало активной собирательской деятельности Абрамяна относится к середине 1950-х – 1960-м годам. Приобретение картин продолжалось вплоть до 1980-х.

Выставка открыта по 11 августа 2024 года

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2-й этаж

6.Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927). Встреча (Пасхальный день). 1917 Холст, масло. 70 × 81. Слева внизу подпись и дата: 1917 Б. Кустодиев © Частное собрание, Москва, изображения, 2024 г.

Состав выставки: 60 произведений живописи и графики, из них 39 – живопись, 21 – графика

Собрания: Музей русского искусства, Ереван (коллекция проф. А.Я. Абрамяна) и коллекция семьи А.Я. Абрамяна

Кураторы выставки: Татьяна Карпова, Екатерина Евсеева

___

Заглавное фото: Константин Алексеевич Коровин (1861–1939). Натюрморт. 1916 г. Холст, масло. 67 × 87,5. Слева внизу подпись и дата: Конст Коровинъ 1916 г. Музей русского искусства. Инв. Ж-76

___