Выставка «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского»

Масштабная выставка, идея которой принадлежит Патриаршему совету по культуре, организована Государственной Третьяковской галереей, Фондом «Моя история» и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Экспозиция открылась в День России — 12 июня. В этом году праздник связан с 800-летием со дня рождения Александра Невского, которому посвящен первый зал выставки, включающий крупноформатные живописные произведения и уникальные исторические артефакты. Так формируется традиция связывать празднование Дня России с именами выдающихся деятелей отечественной истории, пантеоном героев.

Выставка готовилась более полутора лет и посвящена исторической картине в русской живописи конца XVIII – начала XX века. Это пример плодотворного межмузейного сотрудничества, объединившего экспонаты из 40 российских музейных и частных собраний из разных регионов страны.

Среди произведений, представленных в экспозиции, — картины, ранее не покидавшие музейные фонды и не выставлявшиеся в Москве, в том числе портрет Александра Невского из Челябинского художественного музея, полотна из Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственного музея-заповедника «Павловск», Самарского областного художественного музея, Курской государственной картинной галереи и многих других собраний.

1890 г, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картины, включенные в экспозицию, рассказывают о важнейших событиях в истории страны — от Крещения Руси до Первой мировой войны. В экспозиции собраны произведения выдающихся мастеров нескольких эпох: от родоначальников исторического жанра в отечественном искусстве, первых воспитанников Императорской Академии художеств до корифеев, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок. В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.В. Верещагин, С.В.Иванов, К.В. Лебедев, А.Д. Литовченко, К.Е. Маковский, В.Г. Перов, Г.И. Семирадский и многие другие художники отразили в своих картинах характерные для того времени представления о далеком и недавнем прошлом России.

Выставка-исследование стала результатом работы научных сотрудников Третьяковской галереи по выявлению особенностей исторического жанра в русской живописи XVIII – начала XX века и творческого осмысления исторических событий. Зародившись в отечественной художественной школе в последней трети XVIII века, исторический жанр занял важное место в живописи, отразив смену стилей и направлений в изобразительном искусстве.

В эпоху классицизма образы древнерусских князей и российских государей, воинов и священнослужителей олицетворяли возвышенные идеи гражданственного и религиозного служения Отечеству. Романтизм привнес в историческую картину театральную экспрессию и драматизм, обострил интерес художников к загадочным персонажам и авантюрным сюжетам. Во второй половине XIX века, в период расцвета реалистического направления, исторический жанр стал теснее связан с современностью, отражая актуальные темы, волновавшие общество.

Воссоздавая памятные события, образы правителей государства, его защитников, изображая древние народные и религиозные обряды, живописцы демонстрировали как личный взгляд на избранные темы, так и присущие эпохе тенденции в трактовке исторических явлений, а также отношение к задачам исторического жанра в целом. В одних случаях внимание художников привлекали древние легенды, в других источниками вдохновения становились литературные произведения и исследования знаменитых ученых-историков. Прославление деяний предков сменялось обличительным пафосом, направленным против тиранов и завоевателей, условность облика и костюмов уступала место реалистической достоверности сцен и исторической реконструкции ушедшего быта, а взамен обобщенной трактовки персонажей появлялись психологически глубокие и сложные характеры.

Особый интерес художников всегда вызывали личности, от решений которых зависело будущее государства: княгиня Ольга — первая женщина-правительница на Руси; равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь; Иван IV Грозный, имя которого связано с многочисленными преданиями и легендами; радикально изменивший ход российской истории Пётр I.

Экспозиция размещается в самых больших залах Западного крыла Новой Третьяковки и строится по тематическому принципу. Она включает шесть разделов: «Древняя Русь. Легенды и быль», «Московское царство. Иоанн Грозный», «Герои Смутного времени. Первые Романовы», «Русские бояре XVII столетия. Обычаи и нравы», «От Петра Великого до Екатерины Великой», «Военная история России XVIII – начала XX века».

В аванзале экспонируется работа современного живописца Евгения Емельянова — панорама «Ледовое побоище», которая призвана ввести зрителя в атмосферу художественных интерпретаций исторических событий.

1942 г, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Открывает выставку зал, посвященный Александру Невскому, чей образ олицетворяет идею служения Отечеству. В этом пространстве вместе с прославленным триптихом П.Д. Корина представлены редкие иконные и живописные образы Александра Невского, князя, воина и святого, созданные в XVIII и XIX столетиях. Ценнейшие экспонаты этого раздела — редкие исторические артефакты: Меч князя Довмонта Тимофея XIII века из Псково-Изборского объединенного музея-заповедника и княжеский шлем XIII – первой половины XIV века из Городецкого историко-художественного музейного комплекса, никогда ранее не покидавшие музеи, в которых они хранятся.

Разделы экспозиции отражают темы, наиболее часто привлекавшие внимание живописцев. Так, одними из важнейших стали для художников сюжеты, отражающие события из истории Древней Руси, вобравшие в себя поэтические легенды о русских витязях, принятии христианской веры при князе Владимире, периоде монголо-татарского нашествия. Эти и другие сюжеты бытуют в русской живописи разных эпох: от классицизма до реализма и импрессионистического направления начала XX века.

Отдельный раздел посвящен образу Ивана IV Грозного и драматическим событиям его царствования, к которым на протяжении второй половины XIX века обращался не только И.Е. Репин, но и многие другие живописцы академического направления и художники-реалисты, стремившиеся показать и значительные деяния царя, и трагические стороны его натуры.

Одной из центральных для русской исторической живописи стала тема любви к Отечеству. На выставке она представлена картинами на сюжеты об эпохе Смутного времени, преодоление которого началось с подвига гражданина Минина и князя Пожарского и завершилось вступлением на престол государя из рода Романовых. Живописцы уделяли много внимания истории страны в XVII веке, воссоздавая сцены из жизни царей и бояр, особенности нравов и быта допетровской Руси, великолепие старинных интерьеров и костюмов. Для многих живописцев во второй половине XIX века обращение к изображению быта и нравов допетровской Руси являлось мотивацией для решения и чисто пластических задач — попыткой уйти от серовато-коричневатой колористической гаммы, доминировавшей в то время, и ввести в свои картины декоративизм, узорочье, яркие цвета.

Исторические персонажи XVIII столетия, времени становления Российской империи, окружены в живописи романтическим ореолом. Художники черпали сюжеты, посвященные жизни и правлению Петра Великого и Екатерины II, придворным заговорам и интригам эпохи дворцовых переворотов, таинственным узникам и самозванцам, в литературных произведениях и исторических сочинениях.

В академическом искусстве историческая картина особенно близка к батальному жанру. Документальность — обязательное условие изображения боевых действий — превращала батальные картины в свидетельства событий не только прошлого, но и современности. Тема русской военной истории охватывает период от Северной войны со Швецией в начале XVIII столетия до событий на Балканах и Первой мировой войны, постепенно превращаясь из живописной реконструкции минувших событий в летопись своего времени.

На основе включенных в экспозицию произведений, в том числе знаковых полотен из постоянной экспозиции Третьяковской галереи, таких, например, как «Крещение Руси» В.М. Васнецова, «Меншиков в Берёзове» В.И. Сурикова, «Военный совет в Филях в 1812 году» А.Д. Кившенко, выставка демонстрирует целый ряд лучших образцов и высочайшее художественное мастерство живописцев исторического жанра. Художники в разные времена избирают темы и сюжеты, которые позволяют создавать эффектные произведения, поражающие выразительной композицией, сложной внутренней драматургией, психологической напряженностью.

Представленные полотна — это в первую очередь художественные образы, а уже потом некая интерпретация исторического события. Индивидуальное авторское решение тем и событий тесно связано в картинах со временем, когда художники создавали свои работы. Не являясь историческими документами, произведения отражают позицию, характерную для определенной эпохи и продиктованную различными историко-политическими соображениями, а иногда и стремлением выстроить прямой диалог с современностью.

Таким образом, выставка представляет историю глазами художников, а через это — путь русского искусства в XVIII – начале XX века в самых разнообразных стилистических проявлениях.

Выставку сопровождает кинопрограмма, которая включает показ легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938), предоставленного Госфильмофондом России.

Экспозиция в Новой Третьяковке открывает новый этап сотрудничества Фонда «Моя история» и Третьяковской галереи с ведущими музеями России и продолжает развитие направления выставок, представленных в 2018 и 2019 годах в Центральном Манеже: «Сокровища музеев России» и «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».

Выставка открыта для посещения с 13 июня по 8 августа 2021 г.

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, Западное крыло

Состав выставки: более 100 произведений живописи, исторические артефакты

Собрания: 37 музейных и 3 частных собрания

Сайт Третьяковской галереи и билеты

Заглавное фото: 1882 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва

___