Выставка «In Memoriam. Остановленное время» в Третьяковской галерее

Государственная Третьяковская галерея представляет выставочный проект, посвященный одной из важных тем, активно обсуждаемых в пространстве современной художественной культуры, — теме памяти. «Мемориальные исследования» сегодня относятся к разряду самых актуальных направлений гуманитарного знания. В задачу проекта не входит всесторонний анализ проблемы памяти как социального феномена. В рамках выставки предполагается рассмотреть один из ее конкретных аспектов — тему памяти в изобразительном искусстве.

Впервые Государственная Третьяковская галерея приоткрывает завесу тайны над одной из своих самых закрытых коллекций. На выставке, помимо живописных и скульптурных работ, представлены посмертные маски выдающихся личностей. Проект позволяет осмыслить их и как исторические документы и, одновременно, как произведения искусства. Посмертная маска запечатлевает жизненный итог, обозначает границу между жизнью и смертью человека, после которой в умах поколений начинает формироваться сложный комплекс памяти о личности. Выставка демонстрирует метаморфозу художественного преображения образа, давая возможность сопоставить посмертные маски с портретными изображениями.

Серов В.А. Портрет В.И.Сурикова. Конец 1890-х – начало 1900-х. Не окончен Холст, масло

В состав выставки вошли живописные и скульптурные портреты, а также маски людей, оказавшихся в центре общественного внимания и оставивших значительный след в истории и культуре: Петра I, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, П.М. Третьякова, М.А. Врубеля, А.М. Горького, В.В. Маяковского, Б.Л. Пастернака, В.И. Ленина, И.В. Сталина, Л.Н. Толстого, В.И. Сурикова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, В.И. Мухиной, А.В. Щусева, С.М. Эйзенштейна, В.П. Чкалова, В.Н. Чекрыгина. Внимание кураторов проекта обращено к судьбам столь разных людей для того, чтобы раскрыть тему «Публичная личность — художник» с неожиданных, порой сенсационных сторон. Находясь в едином пространстве, где представлен запечатленный «образ всей жизни» человека в виде посмертной маски и его портретные изображения, посетители смогут уловить тончайшую связь между глубоко интимным и общечеловеческим, что отличает всякую известную персону.

Директор Центра изучения русского искусства венецианского университета Ка’Фоскари Сильвия Бурини, говоря о культурной памяти в художественном творчестве, отмечает, что «борьба за память является неотъемлемой частью интеллектуальной истории человечества, а уничтожение культуры начинается с уничтожения памяти, стирания текстов, забвения связей».

Новый проект Третьяковской галереи отражает то, как формируется и изменяется в общественном сознании представление о личности и ее роли в истории и культуре.

Выставка открыта по 16 июля 2023 года

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 3-й этаж

Куратор: Ирина Седова

___

Заглавное фото: М.А. Врубель. Группа “Роберт и монахини”

___