Государственная Третьяковская галерея представляет выставочный проект, приуроченный к 140-летию со дня рождения Алексея Алексеевича Моргунова (1884–1935), живописца-экспериментатора, друга и ближайшего сподвижника Михаила Ларионова, Казимира Малевича и Владимира Татлина.
Блестящий мастер, стоявший у истоков русского авангарда, Алексей Моргунов оказался недооцененным современниками и потомками. Виной тому, возможно, был его характер (отсутствие лидерских амбиций, «непубличность»). Выставочный проект не только демонстрирует масштаб таланта Алексея Моргунова, но и подчеркивает его роль в искусстве ХХ столетия.
Художник родился в семье прославленного пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова (брак был гражданским, и сын принял фамилию матери). В Строгановском училище он получил блестящее профессиональное образование. Определяющим фактором его творческого формирования стала поездка в Европу в 1909 году, приобщение к новейшим течениям живописи — фовизму и протокубизму. На смену мягкой тональной манере первых этюдов пришли открытый звучный цвет и «граненые» очертания форм.
Моргунов одновременно работал над стилистически и сюжетно разнородными циклами, писал завсегдатаев парижских бульваров и посетителей русских трактиров и лавок, находя для каждого мотива острый, выразительный язык. В 1912–1913 годах он сблизился с Михаилом Ларионовым, создателем неопримитивизма, стал одним из организаторов группы «Ослиный хвост».
Важную роль в творчестве Моргунова сыграло знакомство в 1913 году с французским кубизмом. От портретов и натюрмортов в духе нового направления, где объект то прячется, растворяясь в расчерченном пространстве, то принимает необычные геометризированные формы, художник постепенно пришел к полубеспредметным композициям.
Моргунов был дружен с Казимиром Малевичем и в 1915 году стал свидетелем появления супрематизма, создания первых супрематических полотен, в том числе «Черного квадрата», но искусство чистой абстракции его не вдохновило. Наиболее близким к супрематизму произведением Моргунова является обложка к неосуществленному журналу «Интернационал искусства» (1919), где в супрематический космос помещены фигура человека, похожего на авиатора, а также текст, несущий идею мирового единения художников-новаторов.
Революционные годы для Моргунова были наполнены напряженной работой. Он выступал со статьями в газете «Анархия», вместе с Владимиром Татлиным ушел от анархистов и начал служить в Наркомпросе, занимался авангардистской реформой образования, преподавал в Государственных свободных художественных мастерских и во Вхутемасе. В середине 1920-х, возвратившись к фигуративности, начал искать новые подходы к воплощению изменившейся реальности. В начале 1930-х он много путешествовал по СССР: Кемерово, Урал, Кавказ, Крым. Поздние пейзажи и натюрморты Моргунова убеждают в его верности идеалам европейского модернизма.
Выставка в Третьяковской галерее — первый персональный показ произведений Алексея Моргунова. В монументальном каталоге, подготовленном к открытию, представлены картины, акварели и рисунки из более чем 30 музеев и частных собраний, включая крупнейшие коллекции из Узбекистана (Нукус) и Казахстана (Алма-Ата). Особый интерес представляют фотографии утраченных работ мастера 1913–1919 годов. Опубликованы теоретические и критические тексты, написанные Моргуновым в разные годы, и воспоминания о художнике.
Выставка открыта с 12 сентября 2024 по 26 января 2025 г.
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 10
В состав выставки вошло около 40 работ мастера
Кураторы: Ирина Вакар, Игорь Смекалов
___