Выдающийся пианист Борис Березовский в КЗ им. П.И. Чайковского

Могут ли сосуществовать на одной сцене, в одной программе шедевры классической музыки и образцы аутентичного русского фольклора? Выдающийся пианист нашего времени, заслуженный артист Российской Федерации Борис Березовский не только допускает такую возможность, но и реализует ее в виде оригинальных фестивальных и концертных проектов. 31 марта он исполнит легендарный цикл Петра Ильича Чайковского «Времена года», и вместе с ним на сцене Концертного зала имени Чайковского выступят два известных народных коллектива — Фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница» и ансамбль «Воля». 

Один из крупнейших виртуозов своего поколения, победитель IX международного конкурса имени П.И. Чайковского (1990), Борис Березовский в 1991–2013 жил в Лондоне и Брюсселе, активно гастролировал, выступая на лучших концертных площадках мира — в том числе в Театре Елисейских полей, Альберт-холле, Карнеги-холле, принимал участие в крупнейших международных фестивалях, записал более 40 CD- и DVD-дисков. Находясь на вершине своей творческой карьеры, он принял решение вернуться в Москву. Одной из сфер его деятельности на родине становится организация авторских фестивалей, среди которых «Метнер-фестиваль» в Москве, Екатеринбурге и Владимире, фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге и, наконец, наиболее самобытный проект пианиста — фестиваль «Музыка Земли» (2014, 2016 и 2017 годы). Именно на этом фестивале, поддержанном Министерством культуры РФ, Березовскому удалось реализовать идею генетической связи профессионального искусства и русского фольклора. Программы концертов сочетали сольное исполнение академической музыки и выступления отобранных экспертами фольклорных коллективов. 

В интервью на Радио России в январе 2021 года Березовский отмечает: «Мне кажется, что нужно вообще всё музыкальное образование начинать с фольклора. В нашем сознании музыка начинается с Баха, и это огромнейшая ошибка, потому что музыка начинается с того времени, с которого люди себя помнят». В нынешнем концерте пианист продолжает открывать слушателям аутентичную народную музыку и ее связи с классическим искусством. Пьесы из цикла «Времена года» Чайковского будут звучать попеременно с музыкой русского казачества.   

Общеизвестен факт написания Чайковским цикла «Времена года» на заказ: в 1875 году издатель ежемесячного нотного журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард предложил композитору не только идею цикла, но и названия каждой пьесы, посвященной определенному месяцу. В следующем году эти пьесы публиковались в начале каждого выпуска журнала (за исключением сентябрьского номера), а затем были выпущены отдельным изданием. «Времена года» иногда называют «личным дневником» композитора: в нем соседствуют элементы городской жизни, зарисовки усадебного и деревенского быта, картины природы, окрашенные лирическим чувством автора.  

В цикле нет прямых цитат из народной музыки, но с удивительной тонкостью воплощены особенности городского и деревенского фольклора. Спокойное, умиротворенное настроение пьесы «Январь. У камелька» (камельком называли русский камин, возле которого долгими зимними вечерами собиралась вся семья) сменяется картиной народного гуляния в пьесе «Февраль. Масленица». Пробуждение природы и звукоподражание пению птиц переданы в пьесе «Март. Жаворонок», а в следующей миниатюре «Апрель. Подснежник» воплощено радостное чувство созерцания весенних первоцветов. «Май. Белые ночи» передают романтические чувства, вдохновленные временем белых ночей в Санкт-Петербурге, а «Июнь. Баркарола» ненадолго переносит слушателя в Италию (баркаролы — это традиционные песни венецианских гондольеров). Яркая картинка деревенской жизни нарисована в следующей пьесе — «Июль. Песнь косаря», ее основная мелодия — стилизация народной трудовой песни. Тему летнего крестьянского труда продолжает пьеса «Август. Жатва» (авторский подзаголовок — Скерцо). А пьеса «Сентябрь. Охота» посвящена одному из любимых дворянских развлечений — охоте, здесь использованы звукоизобразительные приемы, напоминающие сигналы охотничьих рожков и лай собак. Неповторимая атмосфера русской осени, «пышное природы увяданье» переданы в одной из самых популярных пьес цикла — «Октябрь. Осенняя песнь». В ноябре в России уже начинается зима, и пьеса «Ноябрь. На тройке» рисует великолепную картину заснеженной дороги, по которой, звеня бубенцами, несется тройка лошадей. Наконец, пьеса «Декабрь. Святки» (авторский подзаголовок — Вальс) посвящена особому времени от Рождества до Нового года, когда девушки гадают на своих суженых, по деревенским улицам ходят ряженые, а большие семейства собираются за праздничным столом возле ярко наряженной новогодней елки. 

31 марта 2021, 19:00 и 21:30 

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО

Борис Березовский (фортепиано)

Фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница» Ансамбль «Воля» 

В ПРОГРАММЕ:

П. И. Чайковский. «Времена года»

Заказ билетов по тел.: +7 (495) 669-13-48
или купить онлайн: https://rusconcert.net/events/berezovskij.htm
и на сайте КЗ Чайковского: https://meloman.ru/calendar/

___