Вдохновленные Венецией

Музей-заповедник «Царицыно» представил выставку, посвященную одному из самых красивых городов Европы и мира – Венеции.

Шутка ли, Венеции исполняется 1600 лет! Годы почтенные, но также почтенен и город. Какие ассоциации возникнут сразу в голове при одном лишь напоминании? Собор святого Марка, Венецианский карнавал, кинофестиваль… А ещё мосты, живопись Каналетто, игорные дома и темницы Пиранези. Венеция, как и Париж, «праздник, который всегда с тобой».  Найдутся на выставке и лев святого Марка, и живопись школы Каналетто, и игорные карты, и стекло муранское.

Карнавальные маски «ларва». Италия, Венеция. Вторая половина XVIII века. Холст, клей, гипс, краска, папье-маше.
Фонд городских музеев Венеции, Музей палаццо Мочениго, Центр истории текстиля и костюмов

Выставку организовывала не только российская (на экспозиции представлены экспонаты из разных музеев Москвы и Московской области), но во многом – итальянская сторона – Фонд городских музеев Венеции. В специально спроектированных нишах посетители могут оказаться в будуаре светской дамы, игорном доме (азартные игры были, пожалуй, популярны во все времена), а также погрузиться в мир фейерверков и пышных празднеств – их любили как в Италии, так и в России. Маски, живопись, предметы домашнего туалета знати, веера, старинные литографии с видами венецианских улочек и мостов – прогулка по городу незабываема!

Весьма познавательным окажется и специальный фильм о взаимоотношениях России и Венеции. Почти все знают архитектора Аристотеля Фиораванти, построившего Успенский собор Московского Кремля. Карьеру итальянец начинал у себя на родине, но однажды был ложно обвинен в сбыте фальшивых монет. Если бы не русский посол Семен Толбузин, не видать архитектору и инженеру работы и воли. Великому князю Московскому, Ивану III Великому, срочно был нужен новый архитектор, ибо почти достроенный Успенский собор рухнул. Семен Толбузин по совету Софьи Палеолог – второй жены Ивана III – отправился в Италию. Итальянский архитектор создал не только Успенский собор, но и ещё успел побывать в походе на Новгород.

Кабинет. Западная Европа. XVIII век. Дерево, бронза, лазурит, оникс, яшма, инкрустация, резьба, чёрный лак, литьё.
Государственный музей-усадьба «Останкино»

И если Венеция Томаса Манна была окутана дымом кончины, то Антон Чехов так писал о городе своему брату Ивану: «Одно могу сказать: замечательнее Венеции я в своей жизни городов не видел. Это сплошное очарование, блеск, радость жизни. Вместо улиц и переулков каналы, вместо извозчиков гондолы, архитектура изумительная, и нет того местечка, которое не возбуждало бы исторического или художественного интереса. Плывешь в гондоле и видишь дворцы дожей, дом, где жила Дездемона, дома знаменитых художников, храмы… А в храмах скульптура и живопись, какие нам и во сне не снились. Одним словом, очарование».   

Последуем и мы за Чеховым, красотой и Венецией.

Выставка открыта до 29 августа 2021 года.

Выставка «Под маской Венеции» в Царицыно проходит в рамках ХХ Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».

___

Марина Абрамова

Фото: пресс-служба музея-заповедника “Царицыно” 

Заглавное фото: Неизвестный художник, школа Каналетто. Регата на Большом канале Италия, Венеция. Первая четверть XVIII века. Холст, масло. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррер.

Сайт музея-заповедника “Царицыно”

Фото в галерее: 1 – Неизвестный резчик. Крылатый лев. Италия, Венеция. XIX век. Дерево, позолота;
2 – Фужеры и рюмки. Россия, Калужская губерния, село Милятино, завод Ф. Орлова (?) 1790-е. Стекло бесцветное, стекло молочное, филигранная (венецианская) нить Государственный музей-заповедник «Царицыно» ;
3 – Веер-плие «Приём у венецианского дожа». Италия. 1850–1860-е гг. Бумага, перламутр, фольга, жёлтый металл, стразы, шёлк, металлические нити, роспись акварелью и золотом, резьба, штамповка, литография, тиснение, шёлковые, серебряные и золотные нити, хлопчато-бумажный шнур, металлизированный шнур, басонные работы. Государственный музей-усадьба «Останкино»

___