В Вахтанговском театре поставили французский водевиль

Одной из первых премьер сотого сезона Театра им. Е. Вахтангова стал спектакль-водевиль «Соломенная шляпка», поставленный по пьесе французского романиста Эжена Лабиша. Режиссер спектакля – Михаил Цитриняк.

В истории Театра Вахтангова уже была «Соломенная шляпка», ставил её Андрей Тутышкин в 1939 году. Внеплановая, почти учебная работа, в которой была занята молодёжь Вахтанговского театра, превратилась в очень удачный весёлый, музыкальный спектакль. Главную роль – Фадинара исполнил Владимир Осенев, ставший впоследствии выдающимся представителем Вахтанговской школы, народным артистом РСФСР. Спустя 80 лет в театре решили вновь обратиться к этой музыкальной истории.

На Новой сцене театра уже идут три драматических спектакля в постановке Михаила Цитриняка – «Медея» Жана Ануя, «Игры одиноких» Нила Саймона, «Крик лангусты» Джона Марелла. За комедию он взялся впервые. Помимо режиссера над спектаклем работали: художник-сценограф – Мария Рыбасова, художник по костюмам – Виктория Севрюкова, хореограф – Татьяна Борисова, режиссёр по пластике – Андрей Щукин, композиторы – Борис Кинер и Александр Прокопович, автор стихов – Владислав Старчевский, художник по свету – Руслан Майоров, музыкальный руководитель – Татьяна Агаева.

Лидия Вележева и Леонид Бичевин

Михаил Цитриняк: «Кто из нас не влюблялся?! Кто не чувствовал эту сладостную, тягостную, мучительную эйфорию?! Кто не разочаровывался… и не увлекался вновь?! Спектакль «Соломенная шляпка», как раз об этом!»

«Можно всё начать сначала, если вас еще не укачало», — эта строчка из песни, которая звучит в спектакле, ярко характеризует сюжет и сценографию. По бокам сцены (Новой сцены театра Вахтангова) стоят два маленьких вращающихся образа (джентльмена и руки с букетом), начинающие качаться от прикосновения. В центре сцены – два поворотных круга (побольше и поменьше), накладывающиеся друг на друга, они крутятся и мигают огоньками. Сверху над сценой свисают три изображения парижских пейзажей в стиле Анри Руссо. В этом же стиле оформлены и костюмы героев. Костюмы получились просто на загляденье, их можно рассматривать как отдельное произведение искусства! А вот сценография достаточна скупа. Главный герой разъезжает на велосипеде, обрамленным картонной лошадью. Столы, стулья, ширма, рояль, цветы в кадках и другие предметы выносят для каждой сцены отдельно, но зато смена декораций происходит очень быстро. Упор сделан на актеров, на карусель перипетий, в которые попадает главный герой Фадинар (Леонид Бичевин).

Евгения Ивашова и Леонид Бичевин

О чем же история? Поистратившийся молодой человек, встретив девушку из богатой семьи, решает жениться. То ли он ее полюбил с первого взгляда, то ли им движут корыстные цели, но, тем не менее, родных и невесту он очаровал, и свадьба должна состояться. В день свадьбы, когда жених, после встречи приехавших в Париж невесты и ее многочисленного семейства, едет вперед своего кортежа, чтобы проверить все ли готово дома к визиту будущих родственников, его лошадь в лесу съедает дорогую шляпку из итальянской соломки. Шляпка принадлежит знатной даме, которая прогуливается неподалёку с офицером. Да вот незадача – дома даму ждет муж, и она без шляпки никак не может вернуться. И любовная пара поселяется у Фадинара дома, пока тот не раздобудет точно такую же шляпку, взамен съеденной лошадью. Фадинар пускается на поиски, попадая в разные передряги, встречая на своем пути и бывшую возлюбленную, и знатную графиню, и даже мужа дамы, которая осталась у него дома, при этом, между встречами, успевает жениться.

Андрей Ильин и Леонид Бичевин

Все герои «Соломенной шляпки» достаточно эффектные и элегантные, но при этом нелепые и смешные. В спектакле заняты совершенно разные поколения вахтанговцев: от молодёжи до мэтров театра. И на каждую роль, кроме Фадинара, по два состава. Режиссер спектакля настаивает на том, что составы совершенно равноправны и распределения на первый и второй у них нет. Героев много, и у каждого есть своя сцена в «Соломенной шляпке», в которой поют и танцуют, – не обделен никто.

Естественно эта простенькая и наивная история заканчивается хэппи-эндом, ведь водевиль создается для настроения, для отдыха душой, а не для глубоких раздумий. Это легкомысленный и незатейливый спектакль. Ведь в наше время так много гнетущих новостей, что хочется праздника. А насколько получилось команде спектакля создать праздник из постановки «Соломенной шляпки» решать зрителям.

Анатолий Меньщиков и Ян Гахарманов

В спектакле заняты: Леонид Бичевин, Михаил Васьков / Александр Рыщенков, Евгения Ивашова / Лада Чуровская, Денис Бондаренко / Федор Воронцов, Анатолий Меньщиков / Олег Форостенко, Андрей Ильин / Рубен Симонов, Екатерина Жаркова / Мария Риваль, Владислав Гандрабура / Олег Лопухов, Нонна Гришаева / Александра Стрельцина, Андрей Зарецкий / Александр Рыщенков, Лидия Вележева / Марина Есипенко, Владислав Демченко / Игорь Карташёв, Ян Гахарманов / Алексей Петров и другие.

Наталия Козлова

Фото: Елена Никитченко

*На заглавной фотографии: Леонид Бичевин и Нонна Гришаева.

___