В Театре на Малой Бронной поставили «Слово о полку Игореве» в исполнении хора охранников

«Слово о полку Игореве. Исполняет хор охранников» – именно так полностью называется вторая премьера сезона в Театре на Малой Бронной. Спектакль поставил Кирилл Вытоптов на Малой сцене театра.

Режиссёр в соавторстве с драматургом Сашей Денисовой, художником Наной Абдрашитовой, композитором Владимиром Горлинским, при непосредственном участии актёров театра, сочинили спектакль-вербатим о том, как и почему становятся охранниками. Интервьюируемыми стали реальные сотрудники ЧОП, истории которых и легли в основу постановки, а совместили эти истории с древнерусским эпосом, известным каждому со школьных времен, – «Слово о полку Игореве».

Кирилл Вытоптов

В центре сцены – будка охранника, будто маленькая стеклянная камера, в которой многие люди, которых мы каждодневно встречаем в своей жизни, проводят рабочее время. В будке – экраны мониторов, на которые передаются изображения камер видеонаблюдения, на столе – цветок, кружка, пульт от вертушки проходной, а чтобы «отвлечься» есть книжка, гиря и возможность разложить пасьянс на экране монитора. Рядом с будкой – электронная проходная. В стороны от будки и проходной, вдоль стен, расставлены разномастные диваны.

Начало дня, сотрудники ЧОП приходят по одному на курсы переквалификации, отвечают на вопросы, которые произносит автоматический женский голос, рассказывают о том, что их привело на работу охранника, откуда они родом, что охраняют. В маленьком помещении собираются совершенно разные люди, среди которых только один москвич, остальные – приехали на заработки из разных уголков страны. Часть из этих мужчин с высшим образованием, а один – даже с двумя; кто-то с уникальной памятью, кто-то не нашел для себя другого дела, придя после армии или уйдя из службы в органах. И охраняют они все разные объекты: один – канцелярский магазин, другой – «Детский мир», третий работает на проходной во МХАТе, четвертый – личная охрана, пятый перевозит ювелирку в метро. В течение спектакля мы услышим разные истории: и о том, что и старушки воруют из «Детского мира» игрушки, и о том, как ужасно работать охранником в школе, и о перестрелках и нападениях, и о варикозе, который появился от стоячей работы.

И вот на этих мистических курсах повышения квалификации, которые зритель видит в спектакле, совершенно разным мужчинам, но объединенным одной профессией, предстоит еще и учиться говорить на древнерусском языке, и изучать историю, зачитывать отрывки из летописи и охранять непонятный объект. Если в былые времена мужчины-воины охраняли свое отечество, то сейчас большинство мужчин – это сотрудники ЧОП, отечество для которых сократилось до некоего объекта, да и охраняют они его для того, чтобы было чем кормить свою «Ярославну» и детей. Это так измельчали мужчины? Да нет, это просто констатация факта, что время другое, обстоятельства другие, а кормить семью нужно каждому.

«Слово о полку Игореве» – это не про Древнюю Русь, а современный спектакль-мистерия, с вкраплениями древней истории о неудачном походе Игоря Святославович и русских князей на половцев. В постановке есть и князь в латах на коне, первый раз неожиданно появляющийся в кромешной тьме, а потом уже на равных общающийся с охранниками. Он и сам вливается в их ряды, меняет латы на металлодетектор и куртку охранника, боевого коня на коня гимнастического, копье на швабру, а походные песни на подпевание динамику магнитофона. Девять мужчин из разного поколения актёров театра играют 10 персонажей: Егор Барановский, Аскар Нигамедзянов, Андрей Субботин (на его долю приходится целых два персонажа, и он феерично меняется, переходя от одного образа к другому), Дмитрий Цурский, Олег Полянцев, Владимир Яворский, Александр Терешко, Леонид Тележинский, Дмитрий Варшавский – и играют все отлично. Перед зрителем возникают настоящие живые характеры, но подаваемые актерами с иронией и гротеском. Есть в спектакле и одна женская роль (Лина Весёлкина), в которой соединились сразу три образа. Первый – это забывшая пропуск сотрудница, которой надо пройти через проходную, второй – Ярославна из «Слова о полку Игореве», укрывающая мужчин пледами под свой плач, а в конце – перед зрителем предстает жизнерадостная вахтерша-охранник, которая очень довольна своей работой.

«Слово о полку Игореве» – это игровой спектакль о простых людях, с документальными историями и с элементами фантазии.

Едешь из театра домой и обращаешь внимание, что охранники действительно везде: на выходе из театра провожает охранник, в метро встречает охранник, в будках у эскалатора сидят охранники (по несколько часов в будке, у эскалатора – этим можно только восхититься!), заходишь в магазин – охранники… Повсюду кто-то что-то охраняет.

Наталия Козлова

Фото: Елена Никитченко

___