В Москве состоялся первый музыкальный фестиваль «Энергия открытий»

«С годами я понял, что чем дальше от реальности, тем ярче жизнь», – рассуждает композитор Леонид Половинкин (Анатолий Белый) в разговоре с Наталией Сац (Катерина Шпица) в премьерном спектакле «Корабль счастье». Именно об этом ярком периоде жизни двух людей, внесших большой вклад в музыкально-театральное искусство, и о дальнейшем трагическом конце их судеб рассказывается в новой постановке, которую зрители смогли увидеть в первый день I Международного музыкального фестиваля «Энергия открытий».

Фестиваль проходил 13 и 14 февраля на сцене театра «Новая опера». Цель фестиваля «Энергия открытий» – открыть новые имена русских композиторов. Организаторы – радио «Орфей» и ПАО «Юнипро». В рамках фестиваля состоялись две премьеры. В первый день музыкально-балетно-драматический спектакль «Корабль счастье», во второй – «7 нельзя». Первый был посвящен композитору Леониду Половинкину, второй – Георгию Катуару, Николаю Голованову и Александру Мосолову. Музыку исполнил музыкально-симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашева.

«Сегодня в архивах хранится огромное количество потрясающих произведений русских композиторов, которым не нашлось места в их время. Они не соответствовали требованиям советской пропаганды, не исполнялись, а в итоге были забыты. Наша миссия – открыть эту музыку современникам, не дать кануть в лету, – рассказывает генеральный директор радио «Орфей» Ирина Герасимова. – Более пяти лет мы работаем над этим проектом: ищем в архивах забытую музыку, восстанавливаем ноты, делаем студийные записи, снимаем документальные фильмы, даем концерты. Теперь мы доросли до полноценного фестиваля и планируем сделать его ежегодным».

Постановка «Корабль счастье» – это синтез нескольких видов искусства: драмы, балета, оперы, музыки и видеодекораций. За литературно-драматический рассказ отвечали Анатолий Белый и Катерина Шпица, история их героев – это творческий роман композитора Леонида Половинкина и Наталии Сац, длившийся несколько лет, вдохновлявший обоих, как морской воздух. В 30-е годы XX века композитор работал в первом в мире музыкальном театре для детей, которым руководила Сац. В 1931 году на корабле «Кап Аркона» влюбленные отправились на крупный международный фестиваль в Аргентину, чтобы поставить в театре «Колон» две оперы. Путешествие стало для них «глотком свободы», в Буэнос-Айресе их ждал громкий успех. Но, увы, на любой свет всегда находит тьма, за тьму, воплощенную в виде режима родной страны, в спектакле отвечал премьер мирового балета Фарух Рузиматов.

В 1937 году Наталия Сац была арестована как «член семьи изменника Родины». С композитором они больше никогда не виделись.

Декорации здесь – это видеопроекции, но они очень «живые» – это и порт Ленинграда, и палуба корабля, и шторм, и театральная сцена. А сама музыка Половинкина была подобрана настолько к месту, что казалось, будто он изначально ее писал, для использования в постановке по своей биографии. Конечно, в спектакле не ограничились только музыкой Половинкина. Были Астор Пьяццолла, Рихард Штраус и страстное танго Карлоса Гарделя «Por una Cabeza» в исполнении Ивана Ожогина, с точностью отражающие характерные моменты. Балету достались различные по настроению партии: от романтических вальсов до авангарда, напоминающего о хлесткой поэзии Маяковского. Даже в какой-то момент захотелось услышать его стихи.

Леонид Половинкин (1894-1949) родился в богатой и известной московской семье. С детства был знаком с Константином Станиславским, Валерием Брюсовым, Андреем Белым, Константином Бальмонтом. В 20-е годы считался одним из самых модных композиторов, был популярен как пианист. Сотрудничал со Второй студией МХТ, Камерным театром Таирова, создал музыку для детских фильмов, включая «Василису прекрасную» и «Конька-Горбунка». Позже его стали критиковать за «формализм» и «политическую апатию», из-за репрессий и арестов его друзей и знакомых он жил в постоянном страхе. Половинкин писал симфонии, оперы, концерты, пьесы и вальсы, музыку к балетам и спектаклям, песни для детей. Многие его произведения так и не были опубликованы и не исполнялись.

Над постановкой спектакля «Корабль счастье» работали: режиссер и хореограф-постановщик – Николай Андросов; дирижер-постановщик – Сергей Кондрашев; драматург – Алла Дамскер; видеодекорации – Мастерская ARS SACRA; художник по костюмам – Екатерина Мирошниченко.

Действующие лица и исполнители:

Леонид Половинкин – ведущий актер МХТ имени Чехова Анатолий Белый,

Наталия Сац – актриса театра и кино Катерина Шпица,

Кротов – премьер мирового балета Фарух Рузиматов,

Муза – артистка балета Большого театра Виктория Литвинова,

Дуэт: прима-балерина Михайловского театра Ирина Перрен и премьер Михайловского театра Марат Шемиунов.

Вокальные партии: солистка театра «Новая опера» Ольга Ионова (сопрано); солистка Большого театра России Мария Патрушева (меццо-сопрано); солистка театра «Новая опера» Наталья Креслина (сопрано); актер музыкального театра, певец, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Иван Ожогин.

Симфонический оркестр радио «Орфей», художественный руководитель и главный дирижер – Сергей Кондрашев.

Ансамбль танца «Русские сезоны», художественный руководитель – Николай Андросов.

14 февраля зрители увидели премьеру мультимедийного музыкального спектакля «7 нельзя» на музыку Петра Чайковского, его ученика Георгия Катуара и композиторов XX века Николая Голованова, Александра Мосолова. В спектакле прозвучали 7 историй любви известных людей: принцессы Дианы, Клеопатры, Иосифа Бродского, Сальвадора Дали, Одри Хепберн, Альберта Эйнштейна, Петра Чайковского. Рассказчиком выступил актер Максим Дрозд.

Над постановкой спектакля «7 нельзя» работали: дирижер-постановщик – Сергей Кондрашев; режиссер-постановщик – Ирина Рябинина; драматург – Алла Дамскер; видеоарт – Елена Мовенко; рассказчик – Максим Дрозд.

Симфонический оркестр радио «Орфей», художественный руководитель и главный дирижер – Сергей Кондрашев.

Фестиваль планируется сделать ежегодным, чтобы у зрителей была возможность ближе познакомиться с забытой музыкой. Ведь если музыка забыта – это ещё не значит, что она плоха, это значит, что ей просто не повезло, а она является неотъемлемой часть нашей культуры.

Наталия Козлова

Фото предоставлены организаторами фестиваля «Энергия открытий»

___