В пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» при участии экспертов, общественности и представителей СМИ состоялся круглый стол на тему: «Культурное партнерство общества, государства и бизнеса на примере российской постановки балета “КРИК”».
Обсуждение темы культурного партнерства прошло в преддверии единственного показа философского балета «КРИК» на сцене Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко 6 сентября 2024 года. Генеральным партнером показа выступает АКБ «ФОРА-БАНК» (АО), уже известный своими культурными проектами, в том числе сотрудничеством с Пермским академическим театром оперы и балета.
Российская постановка балета “КРИК” на сцене Академического театра оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре и премьерные показы спектакля в Костроме, Москве, Ярославле и Санкт-Петербурге стали совместным проектом Президентского фонда культурных инициатив, Биографического института Александра Зиновьева, министерства культуры и архивного дела Республики Коми.
В обсуждении приняли участие президент Биографического института Александра Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба ММГ «Россия сегодня» Ольга Зиновьева; министр культуры и архивного дела Республики Коми Гульнара Идрисова; заместитель председателя правления АКБ «ФОРА-БАНК» (АО) Елена Оздоева; хореограф-постановщик балета «КРИК», главный балетмейстер Государственного академического театра оперы и балета Республики Коми, заслуженный артист России Андрей Меркурьев; доктор искусствоведения, главный научный сотрудник РГГУ Ольга Калугина; ведущая солистка Академического театра оперы и балета Республики Коми Анастасия Лебедик; ведущий солист балета Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Евгений Жуков; директор Московской школы конфликтологии Любовь Цой.
На круглом столе были поднятые вопросы миссии государства, бизнеса и общества в сфере культуры. Кроме того, было обращено внимание на такие важнейшие проблемы, как влияние взаимодействия общества, государства и бизнеса на культурное развитие в России в целом. Кроме того, были затронуты такие темы: “Могут ли сегодня частные меценаты воздействовать на культурное развитие в масштабе страны?”, “Какую ответственность накладывают требования сохранения и укрепления традиционных ценностей, какие возможности открывают?”, “Каковы перспективы солидарной ответственности общества, государства и бизнеса за будущее российской культуры?”, “Какими критериями должен обладать культурный проект, чтобы его поддержали государство и бизнес?”, “Кто реально помогает мастерам российской культуры?”.
Президент Биографического института Александра Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба ММГ «Россия сегодня» Ольга Зиновьева поделилась успешным опытом культурного партнерства по реализации таких знаковых проектов, поддержанных Президентским фондом культурных инициатив, как «Российская постановка балета “КРИК”» и «Музыкально-просветительский проект “Рождённые Россией”»: “Я благодарна за поддержку со стороны государства и бизнеса постановки нашего блистательного балета “КРИК”. Не будь ее, вряд ли мы смогли обсуждать такую глобальную тему, как культурное партнерство общества, бизнеса, государства. Надо понимать, что культура – это не та субстанция, которая просто повисает в воздухе и каждый хватает ее, как хочет. Это наша общая родовая генетическая особенность, особенность Русского мира. Культура, которая нуждается в поддержке, культура, которая призывается и ожидается обществом в своей реализации”. Кроме того, Ольга Зиновьева отметила, что «крепость нашего духа, крепость нашего народа, крепость нашей цивилизации заключается именно в том, что мы не мыслим себя без этой культуры».
Министр культуры и архивного дела Республики Коми Гульнара Идрисова отметила, оценивая результаты для региона культурного партнерства в рамках реализации проекта балета «КРИК»: «Это уникальная возможность для зрителей нашего региона ещё раз совершенно по-новому взглянуть на творчество выдающегося философа Александра Александровича Зиновьева, потому что восприятие его романов, которые действительно поднимают очень важные и актуальные на сегодняшний день вопросы, вопросы суверенитета России, вопросы поиска себя, своего места в этой жизни, оно всегда остается актуальным и очень важным, потому что мы через, в данном случае, через потрясающий балет, через культуру, вновь подняли эти вопросы у всех зрителей, которые собрались. Конечно же, мы рады, что эта постановка, этот спектакль нашел такой широкий отклик вообще среди всех зрителей, и других регионов в том числе. В Сыктывкаре балет уже посмотрело более двух тысяч зрителей, а в целом более четырёх тысяч зрителей уже посмотрели этот спектакль, для нас тоже это очень важно». «Сегодня любой масштабный творческий проект, такой как балет “КРИК”, не может развиваться только за счет государственной поддержки и партнерские вложения позволяют ему рассчитывать на очень долгую творческую жизнь», – отметила министр.
Репетиции балета “Крик”.
Фото: Елена Никитченко/YETOTO.
Заместитель председателя правления Фора-Банка Елена Оздоева поделилась своим видением: «Мы давно и успешно сотрудничаем с Пермским академическим театром и с Пермским хореографическим училищем. Для нас очень важен принцип региональности. В Москве, в Санкт-Петербурге знаменитые театры имеют поддержку, и достаточную, а вот всё, что касается региональных сцен, то здесь необходимо расширять возможности и горизонты сотрудничества». Говоря о том, почему кредитная организация решила поддержать показ балета «КРИК» в Москве, Елена Оздоева сказала: «Балет «КРИК» уже состоялся давно, он успешен, он показывался на сценах. Но мы решили помочь показать его в Москве, потому что понимаем всю важность культурного обмена между регионами и столицами, и в том числе участие замечательных и региональных танцовщиков, и столичных солистов, такого прославленного театра, как Театр Станиславского и Немировича-Данченко, в совместной постановке, тем более что хореографом является Андрей Меркурьев, кумир многих московских балетоманов. Важно, знать, как живут и творят кумиры, что они делают и чем живут региональные театры. Потому что постановки в региональных театрах, они ничуть не хуже, иногда интереснее, потому что они новые, потому что они нам незнакомы. Это и есть обогащение».
Хореограф-постановщик балета «КРИК», главный балетмейстер Государственного академического театра оперы и балета Республики Коми, заслуженный артист России Андрей Меркурьев отметил: «Нельзя говорить о том, что культура сегодня остается без поддержки. Культура поддерживается очень многими. Я благодарю Президентский фонд культурных инициатив, который поддерживает не только наш, но и многие другие проекты. Отдельное спасибо фонду Зиновьева, который спустя 10 лет после мировой премьеры сделал все, чтобы балет ”КРИК” вышел и на российскую сцену. Сегодня мы говорим про искусство. И для нас очень важно, чтобы нас поддерживали и министерства, и банки. В итоге мы покажем наш балет на московской сцене. Это дает нам возможность заявить о себе. Сегодня очень важно вырастить новое поколение российских хореографов».
Репетиции балета “Крик”.
Фото: Елена Никитченко/YETOTO.
Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник РГГУ Ольга Калугина в своем многоаспектном аналитическом выступлении отметила: «Государство очень нуждается в культуре. Культура – это инструмент воспроизводства ценностей для будущих поколений. И если государство не протранслирует эти ценности, то вырастет поколение, в котором будет глубоко безразлична судьба этого государства. на самом деле это вложение в своё будущее существование, это стопроцентно. И, конечно, культура в силу этого выполняет важнейшую функцию. Воспроизводство системы ценностей данной культуры национальной, воплощенной в государственной структуре, безусловно, должна быть поддержана государством. Что касается бизнеса. Но ведь бизнес тоже существует у нас не в безвоздушном пространстве. Крепкое государство дает бизнесу отличную платформу для развития. Без этой платформы для развития бизнес будет в таком состоянии, в каком у нас был в 90-е годы, когда ты не мог гарантировать даже следующего дня своего существования. Значит, бизнес тоже заинтересован, чтобы эти основы государства сохранялись, а сохраняет их культура. Они связаны органически, и они чрезвычайно нуждаются друг в друге. Инициативы должны доносить до государства, что это не просто благотворительность, это великое вложение в его будущее, и тогда культура заговорит на таком достойном языке».
Репетиции балета “Крик”.
Фото: Елена Никитченко/YETOTO.
Ведущая солистка Академического театра оперы и балета Республики Коми Анастасия Лебедик, отвечая на вопрос позиции ряда зарубежных стран в отношении русской культуры, отметила: «Понятие «отмена культуры» – это ещё один повод поговорить о русской культуре, о её значимости, о её ценностях, её масштабе. И это как поделить людей на две категории – завистливых людей и независтливых. И вот завистливые люди определили для себя такое понятие. За счёт этого понятия они защищают его смыслы, они за счёт этого понятия самоутверждаются. Российская культура — это огромный пласт мировой культуры. Поэтому стремиться переписать историю и изменить прошлое невозможно».
Ведущий солист балета Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Евгений Жуков обратился к собравшимся: «Мы знаем, что балет – это элитарное искусство, оно сложное искусство, оно не массовое, его очень сложно понять. Как раз взаимодействие трёх составляющих является основой устойчивого развития культуры. И на первый взгляд может показаться, что это совершенно разные составляющие, но это равноценно важные силы в развитии культуры, потому что государство, оно даёт основу. Как мы уже тоже говорили об условиях, бизнес предоставляет ресурсы, какие-нибудь подходы новые, а общество распространяет, принимает и заражает всех остальных. Поэтому я считаю, что без трёх этих составляющих взаимодействие невозможно в таком масштабе».
Кандидат социологических наук, директор Московской школы конфликтологии Любовь Цой убеждена, что «существенным фактором культурного развития России являются инвестиции бизнеса в культуру. Именно так высоко понимали свою миссию предприниматели России на рубеже 19-20 веков, потому что именно они способствовали сохранению культурного наследия, с которым мы сегодня имеем дело. Сегодня за поддержку балета взялся крупный бизнес, банки, но все-таки это институциональный бизнес. Это говорит о не о том, что институты готовы, а о том, что люди, которые попали в эти институты, проявляют свою инициативу. В этом плане это еще не есть тенденция. Это значит, нам необходимо в бизнесе формировать таких людей, которые понимали бы значение культуры в развитии их бизнеса, потому что бизнес, если он не одухотворён, то он примитивный, прибыль на первом месте. России необходимо культурное партнёрство и пространство, в котором о том, о чем мы сегодня говорим на круглом столе, стало бы достоянием каждого человека, который прикасается к бизнесу и который заботится о будущем».
___
Заглавное фото: МИА “Россия сегодня”
___