В «Геликон-опере» пофантазировали на кино-оперную тему

02.02.2020 – дата-палиндром, которая несколько дней назад была в нашем календаре. И специально в эту дату в театре «Геликон-опера» выпустили премьеру спектакля «Туда и обратно». Это совместный проект оперного театра и московского независимого Театра-студии «15». Художественный руководитель «Геликона» Дмитрий Бертман решил доверить сцену театра, своих артистов и хор для эксперимента молодому режиссеру Дмитрию Бикбаеву.

Сам режиссер определяет постановку, как «кино-оперный коллаж в стиле буффа-нуар», где за точку опоры и основу взята мини-опера немецкого композитора Пауля Хиндемита «Туда и обратно». На главную роль Чарли Чаплина приглашён актёр и известный тележурналист Сергей Майоров.

Фото: Антон Дубровский

«Это спектакль-эксперимент. Он создается на контрастах, действие известных опер происходит в прямом и обратном порядке, поэтому мы решили его в соответствующем жанре. Буффа-нуар — это синтез двух противоположных понятий: «буффа» — оперного определения чего-то забавно и шутовского и «нуара» — кинотермина, обозначающего сложный, запутанный сюжет и гнетущую атмосферу. Более того, во время спектакля ведется съемка, и зрители могут видеть все в режиме реального времени», — говорит автор проекта и режиссер-постановщик Дмитрий Бикбаев.

Согласно сюжету, Чарли Чаплин, в исполнении Сергея Майорова, пытается «переснять» сюжеты величайших оперных произведений, чтобы не допустить уже известных всем меломанам «трагических финалов». Вместе с ним, на съемочной площадке оказывается Малыш (Никита Новиков), которого Чаплин учит всему, что знает сам. Однако, как бы Малышу этого не хотелось, изменить ход вещей невозможно и все, что остается, — это изменить к ним свое отношение.

В спектакле звучит музыка из опер «Туда и обратно» (1927) П. Хиндемита, «Тоска» (1898) Дж. Пуччини, «Капулетти и Монтекки» (1830) В. Беллини, «Дидона и Эней» (1688) Г. Персёлла. В качестве музыкального руководителя над постановкой работал молодой композитор Арсений Черниченко. Арсений — основатель волонтерского проекта Первая Московская Студенческая Филармония и руководитель оркестра «Harmonia mundi». 

Фото: Ирина Шымчак

«Надеюсь, на эту постановку будет ходить разная публика, в том числе и молодежь. Для них здесь много интересного, используется видеографика, проекции. И это такой экспресс-курс от  оперы «Дидона и Иней» до творчества Чарли Чаплина. Когда мне Дмитрий Александрович предложил поставить оперу Хиндемита и  доверил сцену, а опера всего 12 минут, то я решил, что раз уж пустили в Геликон, то надо делать большую работу.  Мы не трогали оперу Хиндемида. Она, как написана, так в точности и исполняется. И не трогали «Дидону и Эней», которой заканчиваем спектакль. А над остальными частями нашей постановки экспериментировали. Чарли Чаплин мне в этом сильно помог. Он олицетворяет XX век, новое искусство в целом, и он писал музыку – поэтому Хиндемид – это музыка, Чаплин писал сценарии – поэтому для Ромео и Джульетты мы изменили сценарий, Чаплин сам снимал и монтировал фильмы – поэтому мы поменяли кадр в «Тоске»», – рассказывает Дмитрий Бикбаев.

 «Скетч Хиндемита «Туда и обратно» вдохновил нас на то, чтобы перевернуть остальные оперы. В художественных целях я несколько месяцев перерабатывал музыкальный материал. Мы также нарушили хронологический порядок музыкальных эпох, двигаясь от неоклассицизма и экспрессионизма к барокко. Это очень амбициозная идея и я надеюсь, зрители и слушатели получат удовольствие от показа», — говорит музыкальный руководитель проекта Арсений Черниченко.

Дирижер-постановщик проекта — лауреат Международных конкурсов и участник XVIII Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств»Филипп Селиванов прибыл на постановку из Санкт-Петербурга (с  2017 по 2019 год он был приглашённым дирижёром Михайловского театр).

Фото: Антон Дубровский

«Туда и обратно» — мой дебют в «Геликон-опере». Я очень рад возможности принимать участие в творческом процессе: работать с оркестром, солистами и молодой командой постановщиков. Это очень интересный проект для меня, как для дирижера, и для музыкантов, так как за короткое время спектакля мы играем не одно произведение в его понятном стиле, а несколько очень разных. Моя основная задача — сделать так, чтобы оркестр играл по-разному, демонстрируя свое мастерство, равно как и солисты демонстрируют разные принципы и техники звукоизвлечения, при этом, чтобы все звучало в едином гармоничном стиле», — говорит дирижер-постановщик Филипп Селиванов.

Над спектаклем работает также художник цифровых декораций Михаил Ершов. В основе сценографии — съемочная площадка, со своей командой (роли исполняют артисты хора) и техникой. Прямо во время спектакля происходит съемка, так что зрители смогут разглядеть все детали на больших экранах. Однако, не стоит опасаться чрезмерного упоминания мультимедиа-технологий, режиссер уверяет — подлинное искусство вечно.

За пластическое решение спектакля отвечает хореограф-постановщик Кирилл Ермоленко, заслуженный артист Российской Федерации, режиссер, премьер Кремлевского балета и «Teatrul de Balet Sibiu» (Румыния), автор новой для России техники балета «Progressing ballet technique». Автор либретто (спектакль исполняется на русском языке) – поэт, либреттист и драматург Антон Аносов.

Фото: Ирина Шымчак

В премьере приняли участие солисты и артисты хора: Елена Семёнова, Дмитрий Хромов, Ольга Толкмит, Кирилл Новохатько, Алиса Гицба, Виталий Серебряков, Юлия Никанорова, Василий Ефимов, Савелий Муралеев, Илья Патрикеев, Алексей Егоров, Андрей Орехов, Мелания Заридзе, Дарья Рубанова, Анна Медкова, Николай Меликов, Николай Пацюк, Алина Смолик, Алексей Соломатин, Эдуард Шнурр.

Наталия Козлова, с использованием информации, предоставленной театром «Геликон-опера»

Заглавное фото: Антон Дубровский

___