Уральский «Калигула»

Пьеса «Калигула» была написана Николаем Колядой в прошлом году и тут же им поставлена в своем «Коляда-театре». К известной пьесе Альбера Камю она не имеет никакого отношения, но так как Калигула – личность историческая, то совсем без пересечений обойтись не удалось. Если уж сравнивать, то у Камю в пьесе больше философии, а Коляда решил сделать упор на человеческие пороки и их источники.

«Это наш уральский Калигула», – сказал режиссёр перед началом спектакля. Отчасти провинциальным его герой и является, особенно в диалогах. Николай Коляда не старается рассказывать в подробностях об исторических событиях и переносить биографию Гая Юлия Цезаря Августа Германика в свою историю  – он просто взял героя, чтобы на него «нанизать» то, что хочет сказать сам, а сам он захотел поговорить об одиночестве.

Спектакль начинается с детства будущего императора, когда Калигуле 13 лет. Тогда он и получил своё прозвище – Башмачок (по-латински Caligula, уменьшительно-ласкательное от caliga — «солдатский сапог») за то, что часто в детстве переодевался в одежду легионера. В спектакле, который смотрел автор этого текста, Калигулу играл брутальный Мурад Халимбеков (на фото к этой публикации Игорь Баркарь). На 13-летнего мальчишку он, конечно, не похож, но зато дальше, по прошествии времени, в исполнении Мурада Калигула мерзок и прекрасен одновременно. И уж, если, как описывают биографы, Калигула был далеко не красавец, то Мурад больше похож на греческого бога, чем на своего исторического прототипа, но это даже придает остроты истории. Как столь красивый человек, может быть столь низок в поступках?

Так вот,  история начинается с детства, когда дети издеваются друг над другом, и объектом насмешек становится Калигула. Но он находит, что ответить. В первую очередь  – хвастается детской победой: «мой камешек летит по воде 8 раз, а ваши тонут после третьего». Дальше – то ли правда, а то ли выдумка, как часто бывает у мальчишек, идет бравада сексуальными победами, причем и над женщинами, и над мужчинами. Кто тогда мог знать, что мальчику, который был изгоем среди сверстников, написано на роду стать императором? Рядом с Калигулой-мальчишкой находится и его первая любовь Юлия, которой суждено вскоре умереть, но любовь к ней император пронесет через всю жизнь. «Пусть ненавидят, лишь бы боялись», – фраза сказанная Юлией станет девизом Калигулы. И также всегда рядом с ним немой друг, слуга и просто любящий и преданный человек Немушка (Иван Федчишин). Он не оставит Калигулу даже после смерти.

Естественно в постановке не обходится без общих танцев, которые в этом спектакле резче и жестче. Но все-таки элементы некоего балагана всё равно присутствуют – это костюмы животных, в которые заставляет переодеваться своих поданных Калигула, занавески вместо одежды, а сцена – в окружении белых искусственных лиан из роз.

Спектакль вмещает в себя дальнейшую жизнь императора до самой смерти, конечно, не во всех подробностях. Так как это все-таки художественное произведение, а не биография Калигулы, и следя за творчеством Николая Коляды, понимаешь, что его герой даже чем-то похож на самого художественного руководителя театра. Он тоже часто ищет правильные пути руководства театром, но, конечно, они не такие жёсткие как у его героя. В уста Калигулы вложена общеизвестная фраза Николая Коляды: «Пьесы писать легко: слева – кто говорит, справа – что говорит». Для Калигулы – театр – это все общество и все близкие ему люди. Он играет их жизнями, для него люди – куклы. Их можно убить, унизить, использовать. Любящие предают, значит, чтобы не предали, надо просто не доводить до этого, предав их раньше или убив. Так постепенно император сходит с ума. Помимо раздумий о жизни и правлении, его еще мучают сны об отце, которого он рано потерял. Ему слишком не хватило правильно мужского воспитания и любви, поэтому характер формировался, отталкиваясь от  отношения окружающих. А уж когда это окружение стало его подчинёнными, власть вывела наружу все возможные пороки и дала возможность самоутверждаться за счет безнаказанности. Может, не будь он изгоем в детстве, над которым издевались, не перенес бы он эту нелюбовь на своих подчинённых, когда получил власть. Детская психологическая травма не остается без последствий.

В одной из сцен главному герою приходится произносить монолог, держа в руках живого питона. Питон, извиваясь, пытается укусить императора, точно также «извиваясь», его пытаются смертельно «укусить» и сенаторы. Только в версии Николая Коляды Калигула погибает сам: изводит себя до такой степени, что его злоба выливается в физическую болезнь и становится несовместимой с жизнью, но сенат его добивает.

Власть без любви – вот то, что губит императора. А возможна ли власть с любовью? Может в начале, когда правитель считает, что он будет другим, он будет лучше предшественников, и, действительно, начинает делать что-то полезное, – возможна. А вот дальше – вопрос…

Наталия Козлова

Фото: Глеб Махнёв (оф. соцсети “Коляда-театра”)

___