Участники Чеховского фестиваля из Гамбурга привезли в солнечную Москву «Бурю»

Театр им. Моссовета — самая популярная площадка среди спектаклей Международного Театрального фестиваля им. А.П. Чехова. И в этом году первым спектаклем на сцене Моссовета, который сыграли в рамках Мировой программы фестиваля, стал спектакль «Буря» гамбургского Театра Талия.

За основу постановки взята одноименная пьеса У. Шекспира. От Шекспира на сцене мы видим основных действующих лиц, частично — текст в новом переводе Ф.-П. Штекеля , частично — фабулу, и магию шекспировской пьесы. Но время действия и место действия — это современность. Театр Талия нам представил режиссёрский спектакль Йетте Штекель с яркой актерской работой 76-летней Барбары Нюссе.

В багаже 36-летнего режиссёра Йетте Штекель уже есть национальная премия Германии «Фауст» за спектакль «Ромео и Джульетта» в Театре Талия. Сейчас она постановщик трёх десятков спектаклей. Её «Буря» – жёсткая, тревожная, насмешливая, молодая. Спектакль пронизан живой музыкой джаз-бэнда «духов острова» Prospero’s Band of Spirits. В соло саксофона и точных злых строках стихов свистит шторм. Для Йетте Штекель буря – это будущее. Она смотрит в него с серьёзностью, бесстрашием, резким сарказмом, присущим немецкому театру.

Гибель мира в «Буре» показана через переплетение сказки, снов и реальной жизни. А акценты ставятся при помощи света, видеопроекций и музыкальных композиций. Каждый герой рассказывает свою историю песней или речитативом, что помогает лучше понять, кто он в истории Йетте Штекель. «Европа пала, Америка пала, Лондон пал» – речитатив на стихи британской поэтессы Кейт Темпест здесь соседствует рядом с музыкой Леонарда Коэна.

Главную роль Просперо исполняет актриса Барбара Нюссе. Среди её ролей – Раневская, король Лир и даже Господь Бог, бродящий в руинах Гамбурга 1945 г.. Острый гротеск и духовная значительность – в каждом жесте актрисы. Её Просперо правит джаз-бэндом духов и труппой, где Калибан (Андре Шимански) – рыжий клоун и злой дух, а Ариэль (Мирко Крайбих) – белый клоун и ангел. На протяжение нескольких минут в начале спектакля, когда сцена совершенно черна, Просперо держит внимание всего зала, рассказывая дочке Миранде (Майя Шёне), жившей до 15 лет в волшебных снах, о реалиях мира. Только сейчас Миранде предстоит стать частью мира людей. И только после этого рассказа на сцене появляется конструкция из квадратов-квартир, состоящая из 12 ячеек (4 на 3), с мягкими стенами — мир, как лечебница для душевнобольных. В каждой из ячеек живут реальные люди, с которыми юной девушке предстоит познакомится, — это менеджеры, клерки, врачи, босы, беженцы, одинокие люди, а также то, чем эти люди живут — богатство, нищета, любовь, наркотики, алкоголь, однополый секс, и попытки понять где же настоящая жизнь? Она уже началась или это только сон?

Разбираться в этих вопросах и наблюдать за жителями людского «муравейника» помогают духи: Ариэль и Калибан, которые перемещаются в любом положении, — горизонтально и вертикально вышагивая по конструкции при помощи поддерживающих тросов, перетекая из одной ячейки в другую. Но кажется, что для них перемещение по воздуху так легко, будто они просто парят.

В буклет спектакля включена беседа с философом Славоем Жижеком: «Утопия – верить, что всё будет идти как шло. Беженцы – только начало. Настоящие проблемы придут потом. Возможно, у западного мира не хватит сил их решить. Тогда мы обречены».

О том, куда же идет мир, о социальных проблемах и пытается рассуждать в своём спектакле Йетте Штекель, но ответа мы не получим. Спектакль всего лишь задаёт вопросы, на которые каждый будет искать ответы сам, но вряд ли их сможет найти. Возможно лишь при наступлении бури, а какой она будет никто не знает, что-то и изменится. И в этом чёрством, чёрном мире людей спасает только любовь, но, к сожалению, она, как и человек, не вечна. В спектакле буря-таки наступает под соло саксофона, и наступает в конце, а не как у Шекспира — в начале. Буря здесь — предвестник того, что надо что-то менять в жизни общества и планеты.

___

Наталия Козлова

Фотографии: Сайт Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова

___