«Театр» Моэма в Театре Вахтангова

Театр им. Е. Вахтангова в конце марта ко Дню Театра в свой 100-й театральный сезон выпустил вторую премьеру сезона на Исторической сцене – «Театр» Сомерсета Моэма по одноименному роману в постановке Ольги Субботиной.

Постановщики спектакля попытались рассказать в театре о театре. Над премьерой, помимо режиссера и автора инсценировки Ольги Субботиной, работали: художник Максим Обрезков, композитор Глеб Матвейчук, хореограф Елена Каралашвили, художник по свету – Андрей Тарасов и др. Перевод Галины Островской.

Спектакль поставлен дорого, богато, объёмно. Но объём самого романа Ольга Субботина, конечно, попыталась сократить, так как весь его уместить даже в три с лишним часа просто невозможно. Но сделала она это очень осторожно и вместила все же многое. Ольга не стала вырезать биографии главных героев, а рассказала их иронично, динамично, тем самым подведя историю к «сегодняшним» дням, которые связаны с кризисом в жизни и в профессии актрисы Джулии Лэмберт. Но при прекрасном сокращении романа, в постановке изменены характеры и сгущены образы героев, изменены мотивации их поступков.

В спектакле задействовано около 30 актеров, количество используемых костюмов – не поддается подсчетам. А главная героиня меняет их с каждым выходом на сцену. Получается практически отдельное театральное дефиле.

В спектакли заняты артисты разных поколений Вахтанговского театра: Лидия Вележева (Джулия Лэмберт), Евгений Князев (Майкл Госселин), Алексей Петров/Николай Романовский (Роджер), Ольга Чиповская (Долли де Фриз), Андрей Ильин (Лорд Чарлз Тэмерли), Наталья Масич (Леди Чарлз Тэмерли), Елена Ивочкина/Светлана Йозефий (Эви), Константин Белошапка (Том), Павел Любимцев/Владислав Демченко (Джимми Лэнгтон), Агнесса Петерсон (Жанна Тэбу). А также: Олег Форостенко, Лидия Константинова, Вера Новикова, Александр Павлов, Элеонора Шашкова, Любовь Корнева, Полина Кузьминская, Евгения Ивашова, Ирина Смирнова, Екатерина Жаркова, Ирина Калистратова, Елена Мельникова, Олег Лопухов, Артём Пархоменко, Василий Цыганцов.

Ольга Субботина: «Мы долго работали над этим спектаклем, и большое время заняла работа над текстом, над литературным материалом. К премьере мы уже далеко ушли от текста книги.

Джулия всегда ведёт внутренний монолог с кем-то – она, будучи артисткой 30-х годов, всегда сопоставляет себя со своими педагогами. Я тоже всегда вспоминаю своих учителей и часто думаю: «А вот Хейфец…». Мне хотелось бы посвятить этот спектакль нашим учителям, педагогам.

Ольга Субботина

Эта пьеса с детства меня не отпускает. Я предлагала разные материалы театру, но всё не складывалось. А вот «Театр» заинтересовал. Я благодарна Римасу Владимировичу и Кириллу Игоревичу, руководству, что предоставили мне в 100-летие театра сделать такую масштабную работу.

Этот спектакль про театр, здесь всё вокруг театра. Для кого-то из героев театр – это жизнь, а кто-то не может существовать в этом мире, и он уходит из него, как ушли Роджер и Том – они у меня в постановке спускаются и уходят со сцены в зал».

Павел Любимцев: «Эта роль про меня. Могу повторить только слова своего персонажа: «Я участвую в этой игре всю свою жизнь». Для меня большое удовольствие к этой теме прикасаться.

Для меня лучше сцены театра Вахтангова нет ничего на свете, я это очень чётко ощущаю, так как играю здесь редко».

Лидия Вележева: «Любая актриса, которая играла Джулию Лэмберт, говорит, что эта роль про меня. И я также скажу. В своей роли я собрала отношения многих актрис к работе и к жизни. Я за ними потихоньку наблюдала. Многие актрисы не замечают реальной жизни, своих детей.

Хочется сказать спасибо и Римасу Владимировичу, и нашему директору Кириллу Игоревичу за то, что они запустили такой большой проект, потому что он стоит недешево. И мы очень благодарны Ольге Субботиной, что она переступила наш порог».

Андрей Ильин: «Это моя первая работа на большой сцене Вахтанговского театра. Я соглашусь с Пашей Любимцевым, что это одна из лучших театральных сцен».

Евгений Князев: «Мне кажется, что в нашей постановке есть хороший сюжет, хотелось бы, чтобы этот спектакль получился».

Ольга Субботина: «В романе «Театр» через главную героиню Джулию Лэмберт автор в первую очередь передает образ художника – то есть человека, для которого главное в жизни составляет искусство, театр, а не любовные перипетии. Через личность актрисы он исследует, чтó такое театр в жизни людей. Мы попытались взглянуть на произведение именно с этой точки зрения. Конечно, в романе есть любовный треугольник; но интереснее другое: почему эта история называется «Театр»? Почему именно театр является объединяющей силой для всех героев романа? Кого-то он притягивает, кого-то вбирает в себя с головой, а кого-то и отталкивает… Так что всегда интересно и уместно пускаться в исследование и спрашивать: чтó это за магическое место – театр?»

На сцене мы видим два занавеса, помимо основного вахтанговского: штору и противопожарный. Вся история – это история закулисья. История того, как живут люди театра. И живут ли они вообще вне театра или так всю жизнь и играют? Бывают ли они счастливы в жизни или только на сцене? Есть ли для людей театра реальность в жизни или опять же она только на сцене? Может ли театральная актриса быть обычной женщиной или ей нужны зрители и партнеры, будто она на сцене? Умеют ли они любить близких или только вспоминают цитаты из роли, желая выразить чувства? Этими вопросами попытались задаться создатели спектакля, и поискать на них ответы. А ответы, наверное, бывают разные. И у каждого свой путь, как в театральной профессии, так и в жизни.

___

Наталия Козлова

Фото: Виктория Виртанен / YESTOTO

Справка:

Режиссёр Ольга Субботина дебютировала в Театре Вахтангова в 2018 году, выпустив спектакль «Бовари» по роману Гюстава Флобера на Симоновской сцене. Опыт перенесения крупного романа на подмостки был удачным, спектакль прочно вошёл в репертуар.

Идея Ольги Субботиной воплотить культовый роман Сомерсета Моэма «Театр» на сцене Вахтанговского театра в год его 100-летия была горячо поддержана Римасом Туминасом.

Уильям Сомерсет Моэм (1874-1965) – один из самых знаменитых и удачливых (по его собственному признанию) английских писателей XX века, родился в Париже в семье юриста Британского консульства.

Жизнь Моэма, захватившая «Прекрасную эпоху» рубежа XIX-XX века, две Мировых войны и мировую «оттепель» 1960-х, была богата событиями, путешествиями, встречами (его другом был сам Уинстон Черчилль – легендарный премьер-министр Великобритании), труднейшими испытаниями, знаками признания его успеха.

Известнейший роман Моэма – «Театр» был опубликован в 1937 году почти одновременно в Англии и Америке. Для людей, любящих театр, роман Моэма стал путеводной нитью в артистический мир, настоящим гимном Театру.

___