Театр La Scala Paris привез в Москву спектакль о нестабильности тел, предметов и жизни

Театр им. Моссовета продолжает принимать у себя на сцене спектакли Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова. На этот раз поражать воображение зрителей приехали французы — компания «Маленькие часы» показала постановку, носящую название Scala (Скала) и поставленную на сцене парижского театра La Scala Paris (Ла Скала Париж). Премьера состоялась в сентябре 2018 года. Концепция, постановка и сценография — Йоанн Буржуа.

Возрождённый театр La Scala Paris более чем за вековую историю был мюзик-холлом, кинотеатром авторского кино, порно кинотеатром, борделем, пристанищем секты, пустовал и в начале театрального сезона снова открыл свои двери. Это «театр всех искусств», созданный с высочайшей степенью изобретательности для всех направлений творчества. С весны 2016 г. по осень 2018 г. площадка строилась в конструктивном диалоге с современными художниками, работающими в различных жанрах. На La Scala Paris возлагают надежды, как на центр безумных творческих идей и абсолютной артистической свободы. Спектакль Йоанна Буржуа стал первым воплощением этих планов.

Йоанн Буржуа — акробат, актёр, жонглер, танцовщик — один из самых востребованных режиссёров во Франции. Работает на хрупком стыке театрального и циркового искусства. Его новая работа Scala зародилась, когда режиссёр приехал посмотреть на стройку театра и решил, что в спектакле главным действующим лицом будет сценография: сценическая коробка, её текстура, цвет и машинерия. Как говорит сам Йоанн Буржуа: «Посещение Ла Скала породило у меня мечту о хрупкой фигуре, бегущей на полной скорости по непрерывной нити, выявляющей ситуации, но никогда не фиксирующей их».

Мечта Йоанна Буржуа – преодолеть силу притяжения. Ему трудно с ней смириться, трудно смириться с падениями людей и предметов. В своём новом спектакле Scala – лестница – Буржуа ищет волшебную Точку замирания, в жонглёрском лексиконе – тот самый неуловимый момент, когда подброшенный в воздух предмет достигает пика параболы, прежде чем упасть. Страсть Буржуа – изучать эту идеальную точку, в которой пересекаются две оси – физическая и временная. Физическая – отсутствие веса, силы притяжения; временная – остановка мгновения. Бунтуя против обыденности, Буржуа «приоткрывает дверку в вечность».

Действо на сцене подобно цепной реакции, где человеческое существо бросает вызов материальной и нематериальной гравитации.

Зритель видит серую высокую конструкцию, в которой есть несколько дверей, посередине — лестница, уходящая ввысь, в темноту, по бокам лестницы — батуты. После батутов: с одной стороны — спальня, с другой — кухня. В спектакле принимают участие 5 мужчин и 2 женщины, но это понимаешь уже на поклонах, так как на сцене — будто видишь клоны и двойники двух героев (мужчины и женщины), постоянно появляющиеся, входящие, уходящие, перемещающиеся, извивающиеся, ускользающие и падающие. Эти люди ведут себя как предметы, которыми жонглируют. Они подскакивают на батутах, вставая и опускаясь вновь; они исчезают в провалах в полу, будто спускаясь в мягкую массу; они сидят на стульях, которые складываются и тут же выпрямляются; они медленно падают и, будто надутые воздухом человечки, тут же принимают вертикальное положение. Цикличность происходящего выглядит как движение молекул, как завораживающий хронометр.

«О, душа моя, не стремись к бессмертной жизни, но исчерпай данное тебе поприще», – стоят эпилогом к программке слова древнегреческого поэта Пиндара. Так и Иоанн Буржуа пытается на выбранном им пути максимально исчерпать возможности соприкосновения времени и пространства, людей и предметов, падений и подъёмов.

Наталия Козлова

Фотографии Сайт Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова

___