В Москве закончились съёмки криминально-комедийного сериала «И снова здравствуйте!» с Андреем Мерзликиным в главной роли. Специально для линейки IVI Originals проект снимала компания «Медиаслово». Режиссёр и автор сценария – Егор Чичканов. Корреспонденты издания YESTOTO в один из дней побывали на съёмочной площадке сериала.
Локаций у фильма было намечено много: планировались съемки в морге, в полицейских участках, на улице, в красивых квартирах и во многих других местах. На момент нашего посещения съёмок, были уже отсняты сцены на кладбище. Сериал хоть и комедийный, но история начинается с того, что главный герой Борис… умирает. Точнее его убили – пулей в лоб. А потом? Потом он вдруг ожил. Ожил в морге, встретив там студента-практиканта Артёма (Денис Власенко). На этом мистика заканчивается, и начинаются приключения, криминал, любовь, отношения, и все это подается зрителю через юмор и гротеск.
В день нашего приезда на съёмочную площадку рабочий процесс шел непросто. Но разве может быть всегда все просто? Конечно, нет. Первой снимали сцену в кафе с героем Андрея Мерзликина (Борис) и официантом. У съемочной группы что-то не получалось, не удавалось найти нужные слова, интонации, решения. А ещё и режиссер щепетильно относится к своему тексту, и менять что-то в нем не дает. Нет, он не слишком придирчивый и не занудный, он очень веселый человек в общении, прекрасно аргументирующий, почему нельзя менять слова:
«У меня в тексте юмор специфический… – объясняет Егор Чичканов. – Должно же быть что-то странненькое, необычное, когда мы говорим. Для юмора и интонаций важно, как построено предложение. Может, кажется, это глупым, но когда меняешь слова местами, сразу становится чуть смешнее. Вот у нас была сцена, когда герой Дениса Артём говорит Борису: “Может, это они вас убили?”, и Борис отвечает: “Вполне возможно”. Артём в шоке: “Какой ужас!”. Мы дубль сделали, и я говорю: “Там «Ужас какой»”. Он мне: “Да какая разница!”. Я говорю: “Ну давай просто эксперимент: ты говоришь «какой ужас» и «ужас какой». Но ведь смешнее? Хотя бы на 10%, но смешнее”. Но если что-то на репетициях классное получается, мы это закрепляем. Например, Денис придумал на репетициях смешное слово “ладненько”. Это супер смешно. Закрепили его. Так что какие-то вещи мы даже добавляем. А вот убавлять – нет. Не даю».
Денис Власенко: «В фильме достаточно гротескные персонажи, при этом смешные и трогательные. Я думаю, что это особенности русской комедии. Пока я читал сценарий, у меня в какие-то моменты бежали мурашки от того, как это смешно, грустно и проникновенно».
«Почему я согласился на эту роль? – рассуждает Андрей Мерзликин. – Если бы вы прочитали сценарий, вы бы поняли. Думаю, что любой, кто разбирается в драматургии, почувствует хороший вкус автора сценария. И сюжет с точки зрения драматургических поворотов постоянно меняется. Это калейдоскоп, в нем нет рутинности. И все это насыщено точными диалогами, от которых невозможно не улыбнуться.
Для меня, например, есть сложность в том, чтобы строго соблюдать букву написанного сценария. Мне сначала это было непросто, пришлось учиться не отходить от текста. Но это важно.
Легко быть романтичным. Поверьте! Сложно быть драматичным, легким, смешным, трогательным, и нам приходится этому учиться вместе с режиссером. Он нас учит этому. Сцены иногда идут просто в удовольствие, а иногда… как сегодня… бывает, что юмор рождается непросто…»
«Обычно, когда идешь на пробы сериала, читаешь синопсис, или первые несколько серий, или линию своего персонажа. А перед пробами в этот проект мне прислали сразу все десять серий, – рассказывает Аглая Тарасова. – Я открыла сценарий и залпом прочитала его за ночь. Редко такой сценарий попадается, когда и смешно, и страшно, и грустно. Смешение жанров. На следующий день я приехала на пробы и познакомилась с режиссером-сценаристом Егором Чичкановым, который произвел на меня колоссальное впечатление. Он легкий, талантливый, настоящий. С ним очень приятно работать. Огромный плюс, когда на площадке режиссёр одновременно и сценарист, потому что он точно представляет, что он хочет».
Героям Андрея Мерзликина и Николая Пронина (официант) нужно было в первой сцене есть пирожные. Учитывая, что процесс шел сложно, и пришлось снимать много дублей, сладкого они, наверное, наелись далеко вперед. Это было только начало съемочного дня. Но через некоторое время все сложилось удачно, и сцены в кафе были отсняты.
Официанта играет недавний выпускник Щепкинского училища Николай Пронин. Для него это первая, пусть и маленькая, роль в сериале. Ранее он снимался только в студенческих короткометражках.
Роль студента-практиканта досталась Денису Власенко. Молодой актёр очень открытый, схватывающий все на лету, плавает как рыба в воде в комедийном жанре. Это тот талант, которому невозможно научиться. Оно либо есть, либо нет.
Андрей Мерзликин: «Денис – уже мастер. Я у него даже сам многому учусь. Каждый день перенимаю его приемы, его умение держаться в кадре. Он поразительный актер! «Поразительный» потому, что каждый день меня чем-то поражает. Я смотрю, удивляюсь и думаю “как он так делает?”. Он умеет быть в кадре серьезным и в этот же момент переключиться – и быть удивительно комичным. И это не в смысле «смешить людей», а быть… каким-то по-детски ранимым, странным. Скажу честно, восхищаюсь его умением исполнять эту роль!»
Денис Власенко: «Мой герой – Артём – студент-патологоанатом. Он крайне милый, обаятельный, нелепый, смешной.
У нас много сцен с Андреем на двоих, и, мне кажется, что мы смогли найти общий язык. Мне с ним очень комфортно. Два дня назад носил Андрея Мерзликина на своих плечах и растянул спину. Так что у нас и трюки есть. Экшн будет, но в меру».
В день нашего приезда не было серьезных и интересных, с точки зрения обычного наблюдателя, сцен. Снимали то, что важно в переходах между ними: проходы, пробеги, проезды. С погодой очень повезло, натурными декорациями стали красивые улицы жилого квартала под название ЖК ЗилАрт, снимали среди современных домов, с интересными архитектурными решениями. А вот рассказать о каких-то интересных моментах съёмок особо нечего, поэтому пусть дальше лучше говорят режиссёр и герои истории.
Егор, что для вас самое сложное в этом проекте?
Сложное?.. У нас непростой производственный процесс… Мы пытаемся делать классическое развлекательное кино. Многосерийное. И из-за подхода, что должно быть ярко, красиво, сочно, безумненько, современно возникают сложности. Комедию всегда сложно снимать. Наш фильм требует большое количество разных локаций. Нельзя взять и, как героев в ситкоме, поместить всех в одну комнату. Я вообще исповедую принцип, что если есть яркие хорошие герои, то неважно, что с ними происходит, ты все равно переживаешь за их судьбу и хочешь знать, что с ними будет дальше, хочешь провести с ними время. У нас жанр специфический – криминальная комедия… хотя ничего криминального я не вижу, история больше про человеческие отношения, ведь в фильме люди, которые никогда в жизни бы не пересеклись при других обстоятельствах. Они очень разные. Один (Борис) – бандит, маньячила, решала, второй (Артём) – студент-практикант, немножечко дурачок. В процессе истории он растет, становится мужчиной, находит любовь. А бандит из киборга-убийцы-маньяка становится человеком. И морг у нас – идеальное место встречи таких людей. В фильме есть криминальный «движок» – мы хотим понять, кто на самом деле убил Бориса. И когда мы узнаем, кто это сделал, интерес к тому, что будет дальше с героями, не пропадает, так что детективность – это второй, третий план».
Одной из локаций для съёмок стала медицинская кафедра, где снимал «Собачье сердце» Владимир Бортко. А Андрею Мерзликину на кладбище даже пришлось полежать в гробу, и его реально закрывали крышкой.
«И снова здравствуйте!» – это очень веселая комедия про смерть, – шутит режиссер. – У нас черный юмор, но у он легкий, несмотря на невероятно жесткие сцены экшена, на кучу кровищи, сцены все равно жанровые. Когда ты смотришь то, что получается – а получается очень весело – это удовольствие.
Сразу нашли героя на главную роль?
Нет. Вообще не представлял, что это может быть Андрей Мерзликин. Потому что ты, когда мыслишь, то мыслишь физически, формой. У меня были варианты, я попробовал их, но не получилось. У меня в тексте герой написан крутой, здоровый, амбал. И я попробовал «амбалов» в хорошей физической форме – и не работает. А пришел Андрей на пробы, и нас всех «порвал» – было очень смешно. У нас все актёры талантливые. Например, Аглая Тарасова не играла в чистых комедиях. А у нее юмористический талант. Она играет жену Бориса. Тоже много актрис пробовали, никак не могли найти, чтобы одновременно и классно выглядела и смешная была, и обаятельная.
Андрей Мерзликин:
Мой герой – решала. Он – не совсем бандит. Он – человек профессии, которая требует жесткой харизмы, но на фоне этого он обладает детскими способами восприятия этого мира, обостренными чувствами. И они мне очень близки. Мой герой – не тот человек, который достигает своей цели любыми доступными ему способами, он все-таки не лишен чего-то такого, что мы обычно забываем вместе с уходящим детством. Он пресыщен своей криминальной жизнью, которая остается за кадром, и решает с криминалом завязать, начинает новую жизнь. Это я рассказал вам приквел к сериалу. И тут для него все заканчивается… А для зрителей все только начинается. Ну и для моего героя, в какой-то степени, тоже начинается. Начинается самая интересная жизнь – его личный детектив, расследуя который, он приходит к познанию самого себя. У сериала есть не только развлекательная основа, но и смысловая нагрузка.
Мистика в нашем фильме – это условность. Если бы меня спросили: «Опишите проект» еще до того, как мы начали снимать, я бы описал так: «Вот так не могло бы быть, но вдруг произошло». Ведь у каждого человека есть ситуации, про которые можно сказать: «Ничего себе! Так про меня кино можно снять!» Герои хорошей литературы, фильмов, спектаклей – это как бы обыкновенные люди, которые попадают в необыкновенную ситуацию. Что-то с ними такое происходит, и они пытаются понять, разгадать это. Для кого-то это мистика, для кого-то – фантастика, для кого-то – абсолютная реальность. Приведу, хороший пример. Вот, когда дети в песочнице играют, они из одного объёма песка делают тортик, тут же его разламывают – и уже это машинка, после машинки – это еще что-то. И все дети в песочнице принимают эту игру. Они легко договариваются. И мой герой и герой Дениса оказываются в одной подобной песочнице. На Денисе лежит основная комедийная составляющая, так как он вынужден играть в этой песочнице с моим совершенно безумным персонажем, который неожиданно свалился к нему, как снег в июле.
Как вам с другими актерами работается?
С Аглаей мы уже работали. Я ее хорошо знаю, мне с ней интересно. Она – актер высшего уровня, с ней очень легко работать, она помогает всегда партнеру. Передаю Аглае большую благодарность.
Мне надо помочь рассказать мою историю в фильме, и эта помощь во многом лежит на моих партнерах. И, конечно, мой личный успех заключен и в том, насколько моим партнерам эта история будет близка, насколько они загорятся и будут в нее играть. Всем нам очень нравится снимать.
Для вас какие сложности еще есть, кроме сценария, четкости слов в нем?
Играть комедию очень непросто потому, что мы не совсем знаем, как это делать. Комедия – это не только про то, что надо «кривляться». Как раз этого зрители не любят. Комедия – это когда всё очень точно. И вот поймать эту точность – оказывается не так просто. Если бы мы умели в жизни чувствовать жанр комедии, быть точными, нас бы все женщины любили. Потому что, если ты девчонку рассмешил, – она твоя. И саму драматургию в комедии все равно нельзя терять. Вот в этом, наверное, самая большая сложность, чтобы и текст правильно произнести, и мизансцену сыграть. Это все лежит в области профессии, практики, опыта, мастерства. Вот Денис Власенко просто рвет наши сцены. Я по-актерски раскололся в первый раз, когда мы начали с ним пробовать партнерство. Поражаюсь постоянно, как он это делает! Я радуюсь, когда актер обладает такой природой, она уже оправдывает выбранный им путь в профессию, оправдывает то, что актеры приходят к зрителю не со стороны, а действительно, имеющие право работать в кино.
Сергей Годин (Алексей) о своём герое:
У меня, естественно, тоже комедийный персонаж. Я такого еще никогда в жизни не играл. Он – фитнес-тренер. Влюблен в Марину (Аглая Тарасова). Он ее любовник, который уводит ее у Бориса. В связи с определенными событиями, которые происходят в сценарии, проявляются его некие нелепые качества. Он – человек, который, если перекладывать на современную жизнь, пересмотрел РенТВ, очевидное-невероятное, все передачи про магию. Он читает статьи про инопланетян. И тут происходит главное событие в нашем сценарии и главное в его жизни (увидите в фильме), и он начинает верить во всё: в марсиан, инопланетян, ему везде мерещится ЦРУ. Он – персонаж своего собственного кино.
Идея проекта довольно простая, но то, как это реализовано, как это написано – очень увлекает. У нашего режиссёра Егора хорошее чувство юмора, чувство живого диалога. Если ты читаешь его диалоги с листа, кажется, что очень много лишних слов. А если начинаешь произносить вслух, то понимаешь, что люди действительно так разговаривают. Надеюсь, что это все передастся зрителям.
Здесь на съемках что-то было мистическое?
Нет. У меня не было. Хотя мы снимали на Троекуровском кладбище. У нас была большая сцена с вылезанием Андрея Мерзликина из могилы. И мы это снимали среди настоящих могил. Вырыли среди них реальную. Прям все по-настоящему. Было и так не по себе, а Андрей ложился в гроб, его закрывали там, переставляли. Мне было бы страшновато, а Андрею нормально.
Что для вас самое сложное в этом проекте?
Способ существования. До этого я играл совершенно другие жанры, роли. Для меня здесь непривычное амплуа, непривычный жанр, эксперимент. Очень приятно, что Егор в меня поверил, увидел во мне экспрессивного человека и то, что я могу существовать на таком высоком градусе. Надеюсь, что это будет правдоподобно.
Аглая Тарасова (Марина) о своей героине:
У меня в этом проекте роль женщины до мозга костей. При этом она очень наивная, в чём-то истеричная. В общем, такой ещё не повзрослевший ребёнок. Я, кажется, впервые играю настолько наивную женщину. Но из-за того, что на площадке есть мощная поддержка со стороны Егора, нашего режиссера, подобный образ достаточно легко реализовывается. Егор всегда подскажет и даст такой совет, который тебя, как актрису, устроит.
За время съемок были непредвиденные, мистические истории?
Про мистику лучше спрашивать у Андрея Мерзликина. А моя линия – комедийно-надрывно-нервная. Наверное, я бы так ее описала. У нас очень весело. Часто колемся, потому что текст написан смешно и классно, а чтобы было смешно в кадре, обыгрывая текст, его нужно произносить серьезно. И когда случается диссонанс, тебе смешно, и ты колешься.
Из происшествий…. Мы снимали на кладбище, и там резко выключился свет. Тогда было одновременно страшно и смешно. Думаю, это был знак, что нам пора уезжать, так как была уже полночь, а мы еще и кричали на съёмках.
___
Не знаю как вас, а нас все участники съемочного дня очень заинтриговали будущим фильмом. Будем ждать того момента, когда можно будем сказать им «здравствуйте» на премьере «И снова здравствуйте!» и поздравить с ней.
Егор Чичканов: «Моя работа – постоянно сомневаться, я должен быть постоянно недоволен. Но что я могу сделать, если ты смотришь – и прикольно, классно, обалденно получается! Хорошая, мне кажется, вещь будет. В любом случае – я такого не видел. Это развлекательная, доступная, жанровая штука, которая одновременно и темы поднимает важные, опасные немножечко, и говорит доступным языком».
___
Наталия Козлова
Фото: Елена Никитченко / YESTOTO
___