Спектакль «Головлёвы» открыл конкурсную программу фестиваля «Фабрика Станиславского»

Первым спектаклем, который был показан на II Летнем фестивале губернских театров «Фабрика Станиславского», стал спектакль «Головлёвы» по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина в постановке художественного руководителя пермского театра «У Моста» Сергея Федотова.

Театр «У Моста» за 30 лет своего существования сыскал славу «первого мистического театра», и Сергей Федотов всегда для постановки выбирает спектакли, где в той или иной степени существует необычное, демоническое, мистическое, духовное. А ещё принцип Сергея Федотова: ставить спектакли, соблюдая каноны «русского психологического театра», что полностью соответствует концепции фестиваля «Фабрика Станиславского».

На сцене — мрачная комната помещичьей усадьбы конца XIX века, резная мебель, канделябр, свечи, иконостас, картины, портреты умерших родственников и в центре комнаты — стол, где глава семейства Арина Петровна Головлёва (поразительная Марина Шилова) строит семейные планы, подсчитывает доходы, и гневается на то, что не повезло ей ни с мужем, ни с детьми: муж Владимир Михайлович (Валерий Митин) читает глупые стишки и ведёт себя как ребенок; дочь вышла замуж без разрешения, ушла из дома, умерла и оставила двух малолетних дочек; старший сын Степан (Ильназ Яруллин) проиграл выделенное ему имение; средний сын Павел (Иван Лопатин) пьет; и лишь младший — Порфирий (Андрей Воробьев) — надежда матери. И думая, что она всё делает во благо семьи, именно Арина Петрова семью постепенно и губит. Она не жалеет себя и не жалеет членов семьи. Да, она потом опомнится, но будет поздно. Из Порфирия вырастает не то чтобы подходящая замена Арине Петровне, а замена, которая превзошла ее.

Андрей Воробьев играет своего героя нелепым и смешным в начале спектакля и отталкивающим и демоническим по прошествии лет. Порфирий думает, что всё, что он делает — это от Бога, чувствует себя избранным, хотя избран он как раз чёртом. Он с детства себя считает ангелом небесным, а постепенно сводит в могилу всю семью: и братьев, и своих сыновей, и племянниц, и мать, а воспринимает всё это с улыбкой, как дело обычное, лишь пугаясь в те моменты, когда умершие приходят за следующим членом семьи. Его мать к концу истории, наконец, понимает, кого вырастила. Сцена, где Арина Петровна проклинает Порфирия, страшна: уверенная женщина, которую мы видим в начале спектакля, в этот момент выглядит старой уставшей ведьмой. В момент проклятия иконостас сотрясается, главная икона, перевернувшись, повисает, а вместо портретов родственников зияют дыры — энергетика зашкаливает! Так и наступает крах семейству Головлёвых из-за отсутствия понимания и любви среди родственников. Древнее семейство само себя разрушило. В конце повествования (концовку по сравнения с романом Сергей Федотов изменил) всё-таки мелькнёт мысль, что надежда на спасение души у Порфирия есть.

Из большого насыщенного романа Сергею Федотову удалось сделать трехчасовой спектакль, где каждый герой не случаен, у каждого есть свой образ, характер, и даже безмолвные ключницы одним видом способны многое рассказать о жизни.

Концовка спектакля — самый светлый момент постановки, оставляющий надежду на душевное спасение всех грешников семейства. О добре и зле, свете и тьме, о крахе и надежде, о падении и раскаянии поставил спектакль «Головлёвы» Сергей Федотов.


Наталия Козлова

Фотографии Галины Фесенко