Спектакль «Донка» Даниэле Финци Паска снова посетил Москву

Спустя девять лет в Москву вернулся уникальный спектакль «Донка. Посвящение Чехову» в постановке режиссёра Даниэле Финци Паска. Спектакль был поставлен в 2010 году и посвящен 150-летнему юбилею Антона Павловича Чехова. Идея принадлежала генеральному директору Чеховского фестиваля Валерию Шадрину. «Донка» — это копродукция Компании Финци Паска (Лугано, Швейцария) и Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, при участии Театра «Види-Лозанн».

Объездив после премьеры многие страны, спектакль «Донка» был возобновлен и снова вернулся на московскую сцену в новой редакции. А Даниэле Финци Паска, ещё до «Донки» полюбившийся зрителям, благодаря постановкам «Дождь» и «Туман» «Цирка Элуаз», успел за эти девять лет настолько стать своим в России, что поработал с Мариинским театром и БДТ в Санкт-Петербурге, а также выступил постановщиком Церемоний открытия и закрытия Олимпиады и Паралимпиады в Сочи.

На этот раз в зрительном зале собрались и те, кто не видел «Донку», и те, кому захотелось повторить просмотр. Спектакль начинается с выхода на сцену женщины и мужчины, которые в комично-лиричной манере рассказывают зрителю историю о том месте, где родился режиссёр, о том, каким был город Лозанна 158 лет назад, и о том, что, если очень захотеть, через цифры, факты, театр и людскую природу можно объяснить, что у режиссера магического действа под названием «Донка» Даниэле Финци Паска и русского писателя Антона Павловича Чехова есть энергетическая связь.

Ставя спектакль, Даниэле Финци Паска совместно со своим постоянным соавтором и автором музыки Марией Бонзаниго окунулся в жизнь писателя Чехова через его произведения и дневники, расшифровывая его записки и давая цвет и форму всему тому, о чем сам Чехов загадочно умолчал. Узнав, что Чехов был заядлым рыболовом, у режиссёра и возник образ донки — удочки с колокольчиком, звенящим, когда рыба клюёт. И в спектакле режиссёр выступил в роли этакого рыболова, вылавливающего своей удочкой факты, мифы, надежды Чехова и его героев. А помогает осуществить на сцене режиссёрские задумки интернациональная труппа, состоящая из актёров, клоунов-декадентов, музыкантов, танцоров, акробатов и мимов. Под звуки аккордеона, вальсов, старинных романсов и традиционных хоров перед нами проходит целый парад чеховских персонажей: врачи, вечные студенты, мечтатели, холостяки, юные девушки, проводящие свою жизнь в трауре. Прекрасная музыка Марии Бонзаго и звуки природы рождают образы: вот три сестры, как три весенние птички щебечут на качелях, мечтая о счастье и рискуя упасть вниз, но в последний момент цепляясь то рукой, то ногой; вот застрелился Константин Треплев, но застрелился так, что зритель наблюдает эту сцену со счастливой улыбкой на лице; а вот и сам Чехов, пытающийся догнать на коньках Лику или принимающий у себя пациента. Кровь здесь — это яркие ленты и красные лепестки, а смерть — это вера в то, что душа вечна.

Чехов был врачом и человеком театра, врачевал тела и души, Даниэль Финци Паска тоже врачует души посредством театра. Цирк, театр, танцы, воздушный балет, театр теней смешивается с образами Чехова и жизнью самого Чехова, истории переплетаются и соприкасаются. Артисты с лёгкостью, нежностью и озорством увлекают зрителя в свой мир снов, метафор и юмора. Герои постановки ищут то самое счастье, которые искали герои Чехова, но, увы, счастье, как ледяная люстра, повисающая над сценой, разбивается на мелкие осколки. К концу постановки у улыбающегося зрителя всё-таки потечет слеза — на железной кровати, которая со своим пациентом только что участвовала в вальсе жизни, вдруг умрет больной чахоткой писатель…

Даниэле Финци Паска о себе и о спектакле: «Я – собиратель мгновений, маленьких деталей, маленьких подробностей. Мой театр – это театр образов, которые наслаиваются друг на друга и не всегда выстраиваются в прямую линию, чтобы следовать по очереди, один за другим. Они все время что-то напоминают, на что-то намекают, а мы делаем вид, что верим, что именно так оно и было на самом деле. Я люблю тишину, паузы, моменты ожидания. Я решил открыть для себя Чехова в таком же ключе, стараясь найти разные маленькие подробности и детали, как в его жизни, так и на страницах его работ».

Акробаты на качелях, на лентах, на кольцах, гимнасты, завязывающиеся в узлы, жонглеры разбивающие о сцену ледяные шары, клоуны, вызывающие детскую улыбку, артисты, выучившие даже несколько фраз по-русски, — это всё-то, смотря на что, даже взрослый человек становится в душе ребёнком, восхищаясь и увлекаясь миром Чехова и Финци Паска.

«Надо изображать жизнь не такой какая она есть, не такой, какая одна должна быть, а такой, какая она представляется в мечтах», – говорит Константин Треплев, герой чеховской «Чайки». Вот и Даниэль Финци Паска на сцене изобразил жизнь-мечту.


Наталия Козлова

Фотографии Сайт Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова

«Донка» пробудет в Москве до конца мая (сцена Театра им. Моссовета).
Затем посетит Ярославль — 9 и 10 июня спектакль примет сцена Академического театра драмы им. Федора Волкова. А 18 и 19 июня спектакль будет показан в рамках Международной театральной олимпиады 2019 на сцене Санкт-Петербургского «Мюзик-Холла».

___