В Московском Художественном театре им. А.П. Чехова недавно состоялась премьера спектакля «Серёжа» в постановке Дмитрия Крымова. Это вторая работа режиссёра на большой сцене и первая работа на сцене МХТ. Первой работой Дмитрия Крымова на большой сцене стал спектакль «Муму» в Театре Наций.
Соавторами Дмитрия Крымова по созданию спектакля «Серёжа» стали: художник Мария Трегубова, художник-кукольник Виктор Платонов, художник по свету Иван Виноградов, художник видеопроекции Илья Старилов, композитор Кузьма Бодров, хореограф Олег Глушков и другие.
В основе спектакля «Серёжа» — роман Льва Толстого «Анна Каренина», а также «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана и специально написанный для этой постановки Львом Рубинштейном текст «Вопросы». Но надо не знать Крымова, что бы думать, что этим всё ограничивается. Да, история в спектакле развивается по «Анне Карениной», но из героев в ней участвуют – сама Анна, Каренин, Вронский, мать Вронского и мальчик Серёжа – сын Карениных. Да и текста Толстого в спектакле практически нет. Дмитрий Крымов сделал вольный пересказ романа, став соавтором известной истории и вложив в нее свой взгляд, свою фантазию.
“Нам хотелось сделать «Анну Каренину», как очередной бунинский «Солнечный удар» — быстро, нежно и страшно. Но наш спектакль «Серёжа» — это не Анна Каренина. Это спектакль по мотивам великого романа, даже, я бы сказал, по отдаленным мотивам. Там нет ни Левина, ни Кити, ни Стивы Облонского, нет сенокоса, кваса и потной рубахи, нет аппетитных стерлядей и устриц в ресторане, и нет потрясающей сцены, когда Каренин пришел к адвокату и, может быть, впервые испытал унижение. Нет сцены скачек, падения Вронского и смерти Фру-Фру, да и паровозика, в общем-то, тоже нет… разве что игрушечный маленький”, — рассказывает режиссёр о своем спектакле.
Входя в зал перед спектаклем, слышишь магнитофонную запись с голосами Аллы Тарасовой и Николая Хмелева, игравших на великой сцене МХТ в «Анне Карениной» 80 лет назад. Спектакль начинается с того, что Анна и люди, несущие её чемоданы, выходят из зала. Анна, заходя на покатую, только что вымытую сцену, сразу падает. Так и продолжит она падать – и физически, и морально в бездну потерянной жизни. В спектакле постоянно что-то или кто-то падает, взлетает, стреляет, сверкает. «Все смешалось в доме Облонских» — наверное, можно сказать как раз про этот спектакль. Смешались жизни, судьбы и даже реквизит, стоило лишь главной героини сделать шаг в сторону от спокойной, размеренной жизни. И именно в начале истории у Крымова паровоз «переезжает» Анну, переезжает судьбы всех героев. Лишь у маленького мальчика Серёжи, который оказывается куклой в прямом и переносном смысле, всё идет по плану до определенного времени: подъем, обед, уроки, сон.
Алексей Каренин в исполнении Анатолия Белого — человек четкий, прямой, заботящийся об Анне, семье, уюте, быте. У него тоже всё шло по плану, пока не произошел тот самый «солнечный удар», после которого и его жизнь стала падать в бездну. Каренин пытается спасти семью, даже тогда, когда понимает, что не удастся. И лишь позже находит выход, позволяющий ему унять свою боль, — прощение.
Алексей Вронский (Виктор Хориняк) – нелепый маменькин сынок в круглых очках, не повзрослевший, всё время советующийся с матерью. И даже не понимаешь, что могло увлечь в нем Анну: толи сработал материнский инстинкт, толи это просто её каприз.
Анну играет ученица Дмитрия Крымова, прекрасно известная театральной публики по предыдущим постановкам режиссера, – Мария Смольникова. Её Анна – неуклюжа, смешна, наивна, и в чем-то ещё совсем ребенок, не понимающий, почему плохо то, что она пытается быть счастливой. Но к концу истории из нелепой женщины она превращается в безумную, которая сделает всё ради своего чувства, но это «всё» будет ей стоить слишком дорого. Как было уже написано выше, в спектакле нет поезда, под который она бросится. Точнее поезд есть, и даже два: один — в котором Анна едет в Москву, и он меняет её жизнь, второй – игрушечный. Но поезда, под который попадет Анна, нет. А есть мальчик Серёжа, которого упустит помешанная мать, думая, что уж в его-то жизни всё стабильно.
На сцене тонкий юмор, ирония, клоунада, зритель смеется, не подозревая в какую трагедию перейдет этот фарс, как будет больно всем участникам спектакля, как рухнут их жизни. Конец спектакля окажется совсем не толстовским и столь неожиданным, что породит вопросы, вопросы и еще раз вопросы, ответы на которые каждый должен искать для себя сам.
—
Наталия Козлова
Фото: группа ВКонтакте театра МХТ им. А.П. Чехова
*Первичная публикация состоялась в интернет-издании «Мир женской политики»: http://www.wpolitics.ru/seryozha-novyj-spektakl-dmitriya-krymova-o-zhizni-i-sudbe-anny-kareninoj-i-ne-tolko/
___