Сергей Безруков возобновил спектакль Олега Табакова

В память о своём Учителе Олеге Табакове Сергей Безруков решил выпустить возобновленную версию спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А.Н. Островского. Легендарный спектакль был поставлен Олегом Павловичем и с успехом шёл в репертуаре Театра Олега Табакова почти 17 лет (1997 – 2014). Новая версия спектакля будет идти на сцене Московского Губернского театра с актёрами этого театра.

Постановки мастера были, прежде всего, «актерскими спектаклями», где в точном, ясном режиссерском рисунке раскрывались и замысел автора, и талант артистов. «Мудрец» полюбился зрителям благодаря прекрасному актерскому ансамблю, который ярко, искрометно, с наслаждением исследовал хитросплетения комедии Островского.

Роль Глумова в «Табакерке» исполнял один из самых знаменитых учеников Табакова – Сергей Безруков. Он сыграл в этом спектакле более 200 раз – от премьеры до финального показа. Причем весь последний сезон (2013-2014) «Мудреца» играли на сцене Московского Губернского театра, который Сергей Безруков возглавил в 2013 году. По сути, это был по-отечески благословляющий жест мэтра, который решил поддержать своего ученика: Табаков перевез свой легендарный спектакль на безвестную сцену в Кузьминках и лично присутствовал, когда он впервые был сыгран на сцене МГТ 2 июня 2013 года. Спустя годы в память о своем Учителе Сергей Безруков решил восстановить спектакль Табакова в авторском рисунке, в сценографии Боровского, но уже с артистами Губернского театра. Роль Глумова на премьере исполнил талантливый юный ученик Табакова – Денис Нурулин, выпускник последнего курса Мастера в его Театральной Школе. Роль Клеопатры Львовны Мамаевой исполнила Анна Снаткина.

Егор Дмитриевич Глумов – молодой дворянин из обедневшей семьи. Он талантлив, умен, образован и чертовски хорош собой, но все эти качества ничего не значат, если нет денег.

Понимая, что честным путем успешную карьеру сделать невозможно, Глумов решается на хитроумную интригу, а каждый свой шаг, каждое событие записывает в дневник. Используя слабости влиятельного дядюшки и его окружения, Глумов стремительно приближается к своей цели. Но, окрыленный успехами, он забывает, что и у него есть одна слабость, из-за которой можно в одночасье лишиться всего достигнутого.

Сергей Безруков о спектакле:

«Эта премьера мне очень дорога. Роль Глумова – одна из моих любимых работ в «Табакерке», я играл её почти 17 лет. Мы восстановили спектакль в точности таким, каким он был. Мизансцены, костюмы, декорации, и, конечно же, трактовка персонажей и замысел постановки в целом – все оставили, как задумывал Олег Павлович. В какой-то степени это моя ностальгия по «Табакерке», по тому времени, когда мы репетировали и играли «Мудреца» нашим замечательным актерским составом. Михаил Хомяков, Ольга Блок-Миримская, Марина Зудина, Евгений Киндинов, Виталий Егоров – все были настолько хороши, что сама постановка, безусловно, была по-своему уникальной. В этой пьесе Островского потрясающие характеры, очень сочные персонажи, играть которых сплошное удовольствие. И мне хотелось, чтобы, играя в этом спектакле, артисты Губернского театра заново открыли для себя мир Островского. Островский – великий автор, он писал о нас с вами, его пьесы – вне времени. Молодой человек решил сделать карьеру. У нас с вами таких – вся страна!

В роли Глумова – Денис Нурулин, выпускник Школы Табакова, эта преемственность для меня очень важна. Ему 22 года, он играет своего ровесника. Я начинал играть Глумова, примерно, в этом же возрасте, мне было 23. Анна Снаткина играет роль Мамаевой, до нее эту роль играла Марина Зудина.

Роль Глумова – подарок для артиста, она практически бенефисная. Герой постоянно меняется от сцены к сцене: как говорил Олег Павлович, роль Глумова – это совершенно фантастическая смена скоростей. В одной сцене – он глупый племянник, следом, сразу – прагматичный молодой человек, тут же через секунду – страстный любовник, через пару сцен – карьерист и чиновник. Но при этом он еще не утратил искренности, он не прожженный циник, что было очень важно для Табакова. Это история увлекающегося человека, который презирает обществ, и пишет об этом в своем дневнике. Дневник – его единственный друг. И в этом его увлеченность, его романтизм. Тема пьесы очень современна, она дает возможность молодежи рассмотреть и такой вариант жизненного пути. Насколько возможно остаться человеком во всех этих реалиях и законах общества?

Я хотел передать дух Табаковского спектакля. Как будто это одна и та же постановка, просто другой состав исполнителей. Мне хотелось добиться того, чтобы в спектакле была видна режиссура Олега Павловича, которая останется с нами в Губернском театре, теперь уже навсегда».

Денис Нурулин (исполнитель роли Глумова):

«Ради этой роли я отказался от съемок в 16-серийном сериале. Я ученик Табакова, и этот спектакль – дань мастеру, Олегу Павловичу, это память о нем.

Я во время репетиций пересматривал постановку в видеозаписи, но видел спектакль и «вживую» здесь, в Губернском театре, когда учился на первом курсе у Олега Павловича Табакова. Смотрел из ложи третьего яруса, стоя, потому что мест не было. И, конечно, тогда даже представить не мог, что буду играть здесь, на этой сцене роль Глумова. Это настоящее чудо, это шанс, за который я очень благодарен Сергею Витальевичу. Конечно, я понимаю, что мою работу будут сравнивать с тем, как играл Сергей Витальевич Безруков, но что же поделать – это ожидаемо. Пусть сравнивают, я просто буду делать свою работу».

Анна Снаткина (исполнительница роли Мамаевой):

«Я ходила на этот спектакль, будучи еще совсем молоденькой девчонкой. Мне очень нравилось, что Островский в нём звучал современно. В привычном понимании Островский – это классика, нечто статичное, застывшее, а там я увидела очень современных молодых людей, которые играют не только о прошлом, но и о настоящем. Островский, как мне кажется, – это чисто актерский автор, здесь не спрячешься. И то, что он писал, актуально и сейчас. У нас была задача полностью перенести спектакль Табакова на сцену Губернского театра, поэтому мы строго придерживались рисунка, который задан, – мы все же занимались восстановлением спектакля в память об Олеге Павловиче Табакове. Но поскольку каждый артист индивидуален, мы, как мне кажется, все равно привнесли что-то свое.

Для меня это первая большая театральная премьера. Не ввод, или когда ты что-то делаешь наспех, а премьера большой роли в настоящем репертуарном театре – это у меня в первый раз. Мне было очень интересно наблюдать за процессом: как работает эта огромная постановочная машина, как ты становишься ее частью, распределяешься, как что-то получается, что-то не получается. И, конечно, огромное счастье от премьеры. Если ты работаешь по-честному, не думая о том, как на тебя среагирует зритель, – тогда и все репризы, гэги становятся смешными, и только тогда ты цепляешь зрителя».

Режиссер-постановщик Олег Табаков (1997 г.).

Режиссеры восстановленной версии – Сергей Безруков, Алла Решетникова.

Сценография – Давид Боровский.

Музыкальный руководитель – Валерий Федоренко.

Помощник режиссера – Марина Масляева.

В ролях:

Денис Нурулин/Илья Малаков (Егор Глумов), Анна Снаткина (Мамаева), Сергей Вершинин (Мамаев), Григорий Фирсов/Виктор Шутов (Крутицкий), Сергей Куницкий/Михаил Шилов (Городулин), Елена Петрова/Елена Цагина/Наталья Карагодина (Глафира Климовна Глумова), Елена Доронина (Турусина), Наталья Качалкина / Валерия Минина ( Машенька), Данил Иванов (Курчаев) и другие.

Подробнее на сайте Московского Губернского театра.

Наталия Козлова

Фото: Галина Фесенко / МГТ

___