«Оркестр» по пьесе Жана Ануя – первый, и пока единственный, спектакль с пометкой 18+ два года назад поставили в музыкальном театре для детей и молодежи «Экспромт», режиссер – Александр Федоров.
Благодаря этому спектаклю у актёров театра появилась возможность отойди от детского репертуара и с особенным азартом войти в рисунок спектакля для взрослых, которых в этом театре всех причисляют к «молодёжи».
Действие происходит на берегу курортного городка Франции в пансионате для пациентов с проблемами желудочно-кишечного тракта. Но в центре внимания оказываются не пациенты и не проблемы больных людей, а проблемы тех, кто должен нести радость и скрашивать будни находящихся в казенном доме, – участников оркестра, состоящего из шести женщин и одного мужчины. Шесть человек постоянно проводящие вместе время, знающие друг про друга, казалось бы, всё и в то же время не знающие ничего. Они и самые родные друг для друга, и самые чужие. Спектакль начинается с того, что все участники, будто марионетки в часах или музыкальной шкатулке, двигаются по кругу и, каждый на своем инструменте, играют музыку (живой музыки в спектакле нет, звучит фонограмма), при этом герои успевают обсуждать бытовые вопросы, обмениваться кулинарными рецептами, давать советы по вязанию и выяснять личные отношения. Заканчивается концерт, но не заканчивается общение. Разговоры продолжаются уже в курилке и в других помещениях. И зритель видит, что это только на сцене музыканты несут праздник, а им самим не до праздника: у кого-то проблемы с любовником, у кого-то с любовницей и женой, у кого-то дома брошенная дочь, у кого-то – малоподвижная мать. А ведь каждый из них хочет счастья, и каждый достоин его.
Пьеса соткана исключительно из диалогов, но при этом спектакль поставлен так, что зрителю не приходится настраивать себя на то, чтобы включиться, проникнуться, интерес задается сразу музыкой и пластикой, артисты находятся всё время в движении, на сцене постоянно что-то происходит. У каждого героя есть свой сольный номер, а у некоторых из них монологи-откровения дополняются еще и французским шансоном, натягивающим эмоциональную струну происходящего на сцене ещё сильнее.
Если в начале спектакля у героев строгие костюмы, практически ученическая форма, то в конце – все выйдут в вечерних нарядах. «Чтобы не случилось, всегда сохраняйте весёлый вид», – говорит руководительница оркестра. Но это на сцене жизнь-карнавал, а вне сцены – время утекает, как вода из сливного бочка в унитаз, об этом и говорит сценография (художник-постановщик – Алина Алимова).
«Это история коммунальной квартиры, – предваряя спектакль, сказал режиссер Александр Фёдоров. – Герои ссорятся, собачатся, но не могут друг без друга». Время постепенно сломает всех марионеток в этих музыкальных «часах», и они остановятся, но будут другие марионетки и другие часы, отсчитывающие уже иное время.
Удивительно, но в детском театре, который только два года назад обрел в названии еще и слово «молодежный», есть спектакль для взрослой аудитории, с взрослыми проблемами, но при этом постановка преподнесена легко. Нет загруженности сцены, есть только люди, рамки, очень в тему – унитаз, диалоги, музыка Пьяцоллы и французских шансонье. Улыбаться и танцевать танго, чтобы не случилось!
В спектакле заняты: Елизавета Волконская, Ирина Шальнева, Татьяна Скареднева, Янина Мелехова, Анастасия Алдошина, Екатерина Соболева, Михаил Гульдан.
—
Наталия Козлова
Фото: пресс-служба МТДМ “Экспромт”
___