«С приветом, ваш Журден» или Журден «с приветом»

«Девушка, а вы кому цветы принесли? Подарите мне», – заигрывая, спрашивают молодые актеры Театра Олега Табакова перед спектаклем девушку, сидящую в первом ряду с красивым букетом жёлтых роз. «Спектакль посмотрю, а потом решу, кому подарить», – отвечает, не теряясь, девушка. Подключение зрителей в спектакле «МОЛЬЕР, avec amour» – обычное дело. Актеры обращаются к ним до начала, в антракте и во время спектакля. Да и сами актёры в театре играют в театр.

Спектакль «МОЛЬЕР, avec amour» – один из премьерных в прошедшем сезоне – поставлен режиссёром Сергеем Газаровым в помещении Сцены на Сухаревской. В основе спектакля лежит пьеса «Полоумный Журден» Михаила Афанасьевича Булгакова – адаптация пьесы Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». Когда Булгаков написал свою пьесу, никто не хотел браться за её постановку из-за технической сложности – мгновенной смены декораций и большого количества включенных интермедий и трюков, где требовался профессионализм в разных областях сценарного искусства. Сейчас этот материал оказался находкой для труппы Табакерки. Декорации мгновенно не сменяются, но вот перевоплощаться актерам приходится мгновенно, и различные трюки им подвластны.

“«Полоумный Журден» далек от социальной сатиры, хотя желание нуворишей «вращаться в обществе маркизов» актуально во все времена. В пьесе Булгакова мы видим театр в театре. Здесь появляются не только персонажи «Мещанина во дворянстве», но и артисты мольеровского театра, причем в экстремальной ситуации. Мольер внезапно заболел, и вместо него роль Журдена сегодня вечером придется играть актеру Бежару… Наскоро распределив роли среди труппы, Бежар излагает содержание предстоящего спектакля так: «Журден, парижский мещанин, богатый человек, помешался на том, что он – знатный дворянин вот и все»”, – так описывается спектакль на сайте Театра Олега Табакова.

Павел Шевандо, Михаил Хомяков, Дмитрий Бродецкий, Павел Чернышев

Когда заходишь в зрительный зал Сцены на Сухаревской перед спектаклем, первое, что видишь – это как актёры, то ли ещё Театра Табакова, то ли уже театра Мольера, разминаются, репетируют и готовятся к спектаклю, да и зрителям подмигивать успевают. В этот период и произошел разговор артистов театра с девушкой из зрительного зала. Потом появляется господин Михаил Хомяков, а может уже господин Бежар. Он преподает урок фехтования для всех участников этого спектакля. Прерывает урок Брэндавуан (Дмитрий Бродецкий) с известием о том, что Мольер заболел, и Бежару придется сыграть роль Журдена за него. Распределив роли между актерами труппы, Бежар, облачившись в малиновые штаны, рюши, высокий воротник, и еще более высокий парик, появляется в роли Журдена – богатого мещанина, не имеющего дворянства, не знающего дворянских манер и навыков. Но, будучи влюбленным в маркизу Доримену (Ольга Красько), намеревающийся их приобрести, обрести, уверовав в свое дворянское происхождение.

Представление, в центре которого неуклюжий Журден, в исполнении корифея труппы, обаятельного и представительного Михаила Хомякова, превращается чуть ли не в смесь конкурса талантов с фэшн-показом в стиле Жана-Поля Готье. Сцена на этом спектакле сделана в виде подиума, выходящего в зал, а зрители располагаются не только на рядах параллельно самой сцене, но и в креслах по бокам подиума, что придает дополнительный объем спектаклю. А на самой сцене находятся три крутящиеся двери с портретами Мольера и Булгакова: из-за них и появляются герои сюжета.  

Каждый герой, выходя, не только играет свою роль, но и получает свою «минуту славы», исполняя какой-нибудь уникальный номер и дефилируя на подиуме в умопомрачительном наряде (и не одном, и даже не двух). Пестрота, красота, яркость. Глаза разбегаются, когда пытаешься уловить все: это и петух на рукаве маркиза, и меняющиеся парики героев, и женственные, красивые платья госпожи Доримены, и костюмы с телесными татуированными вставками у молодёжи, и восточные наряды. А каковы образы Мадам Журден! Каблуки, платья, корсеты, макияж, манеры, но при этом она лысая и бородатая. Вообще, Мадам Журден в исполнении Александра Фесенко – это отдельный аттракцион экстравагантности, женственности, обворожительного преображения и игры актёра, который по внешности в жизни больше похож на обаятельного вышибалу из ночного клуба.

Севастьян Смышников, Александр Фесенко, Илья Богомолов

Театральность этой истории зашкаливает, но в пошлость не скатывается. Лёгкость, гротеск, переигрывание, но со знанием, где остановится. Эта история кажется не только театром в квадрате, а местами и театром в кубе.

Очень многое можно понять о постановке просто прочтя имена и титулы команды, готовившей спектакль: режиссёр – Сергей Газаров, художник – Александр Боровский, художник по костюмам – Мария Боровская, художник по свету – Дамир Исмагилов, композитор – Алексей Айги, режиссёр по пластике – Леонид Тимцуник (общеизвестный Труп из спектакля «№ 13» в МХТ), хореограф – Александр Лимин, саунд-дизайнер – Софья Кругликова, музыкальный руководитель – Алексей Ёлкин, постановщики сцен фехтования – братья Виктор и Олег Мазуренко (мастера спорта по фехтованию (шпага), мастера европейского исторического фехтования на всех видах длинно клинкового холодного оружия с XVI–XVIII вв.), педагог по бальным танцам – Елизавета Дивак-Никовская (мастер спорта международного класса, чемпионка и призер Кубков и Чемпионатов Мира по латиноамериканским танцам), педагог по восточным танцам – Анна Жлудова (Чемпионка Мира по Bellydance (танец живота) 2018 Китай (WDC) г. Иньчуань), помощник режиссера – Наталия Рыковская, художник по гриму – Нина Горлушко. Именно они создали эту динамику цвета, света, пластики, мастерства, танца, акробатики.

Михаил Хомяков, Василий Бриченко

Благодаря замечательной постановочной команде и персональной работоспособности каждого участника, артисты смогли за короткий срок научиться уникальным навыкам. Скучать на «Мольере» уж точно не придется: юмор заложен не только в слове, юмор заложен в теле, голосе, внешности, музыке, мизансценах. Каждый герой интересен по своему: это и дымящийся философ (Игорь Петров), читающий свои учения, как некую мантру, и учитель фехтования (Василий Бриченко) с легкостью укрощающий острые шпаги и жонглирующий световым мечом, и учитель пения и театра (Павел Шевандо), обладающий завораживающим тенором, и пластичный учитель танца (Павел Чернышев/Александр Лимин). А в исполнении Ольги Красько и Владислава Миллера/Никиты Уфимцева зритель любуется страстной румбой. Танец живота и восточная тематика представлены Яной Сексте, Ариной Автушенко и Натальей Качаловой. Причем Яна, которая в жизни постарше двух своих коллег, ничуть им не уступает, а где-то и превосходит. Современные стрит танцы с акробатикой и пластикой представляют самые молодые актеры спектакля – Анастасия Дворянская, Илья Богомолов, Ксения Утехина/Анастасия Тимушкова, Севастьян Смышников. Интермедию о Дон Жуане исполняют Аркадий Киселёв и Владислав Наумов, а роль нелепого нотариуса досталась Алексею Усольцеву.

Интересно и то, что поклоны у этого спектакля – отдельное шоу (танцы, песни, трюки) под бурные овации: что-то артисты повторяют из спектакля на бис, а что-то показывают из не вошедшего в основную часть.

Павел Шевандо, Павел Чернышев

«МОЛЬЕР, avec amour» – это, можно сказать, и отельная динамичная «выставка» актеров театра и их многоплановости! Они создают невероятную феерию на сцене. В спектакле смешивается барокко с современностью, а актерский опыт с молодым задором. «МОЛЬЕР, avec amour»  – это буффонада, комедия дель арте, спектакль площадного театра, в котором не надо думать, а который надо просто расслабленно смотреть, и включаться эмоционально, а где-то и реально. А еще «МОЛЬЕР, avec amour» – не зря называется «с любовью» – это признание в любви Булгакову, Мольеру и актерской профессии.

Помните начало этого текста? Про девушку с букетом жёлтых роз? Так вот – к концу спектакля красиво упакованный букет был ею разобран на части и подарен нескольким артистам. Выбрать одного оказалось слишком сложно.

___

Наталия Козлова

Фото: Сайт Театра Олега Табакова

За датами будущих спектаклей можно следить на сайте Театра Олега Табакова

Михаил Хомяков, Ольга Красько, Владислав Миллер
Игорь Петров, Михаил Хомяков
Илья Богомолов, Ксения Утехина, Севастьян Смышников

___