Рязанский «Фауст» на фестивале «Фабрика Станиславского»

На фестивале «Фабрика Станиславского» лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль» стал Валерий Рыжков, сыгравший Фауста в одноименном спектакле Рязанского театра драмы. Спектакль на фестивале показали дважды: в городе Королёве и в Московском Губернском театре. Не знаю, как спектакль принимали в Губернском, а в Подмосковье были и те, кто ушел во время действия (но их было немного), и те, кто кричал в конце «Браво!» и «Спасибо!».

«Фауста» в Рязанском театре драмы поставил Дмитрий Акриш, выпускник 2017 г. мастерской Леонида Хейфеца в ГИТИСе. Его дипломным спектакль «Мать» по пьесе М. Горького не остался незамеченным в театральной среде и был отмечен гран-при фестиваля «Твой шанс».

Фото: Галина Фесенко
Фото: Галина Фесенко

В постановке совершенно пустая сцена, на которую изредка выносят различные предметы. За место действия, настроение, ситуацию в основном отвечает свет, иногда – музыка. Визуальность спектакля завлекает. «Фауст» поставлен так, что сразу вспоминается не один европейский спектакль – здесь многое в их духе. В постановке есть интересные режиссерские находки, но при этом Дмитрий Акриш пытается и не забывать об актерах. Роль метущегося в противоречиях Фауста, за душу которого борются Бог и Дьявол, исполняет Валерий Рыжков, а сопровождает его в его сомнениях очаровательный Мефистофель Роман Горбачев, которой до того, как превратился из собаки в человека, был женщиной (Наталья Паламожных). В спектакле есть ещё две очерченные роли: набожная Маргарита (Мария Конониренко) и её соседка Марта (Анастасия Бурмистрова).

Остальные актеры являются неким «хором» – не поющим, но отражающими происходящее в своей пластике – это студенты, люди на улицах, существа из загробного мира и даже мировые лидеры. Иногда кто-то выделяется из «хора» для небольших ролей. В одежде преобладает черный, белый и телесный цвета, костюмы чередуются от телесных купальников, офисных костюмов до меховых шуб. Разве что, по яркости цвета выделился Мефистофель: превращаясь из собаки в человека, он (в исполнении Натальи Паламожных) предстал виде существа без кожи. Главные темы здесь – человек и его пороки.

Фото: Галина Фесенко
Фото: Галина Фесенко

Так как спектакль поставлен только по первой части произведения,  то нам рассказали историю, где Мефистофель искушает Фауста любовью.  Герои рассуждают о запретном и доступном, о грехах и благах, о религии, ища ответы на то, как правильно жить, подвергаясь грехам и пытаясь от них удержаться. Герои стучат в грудь в поисках души и сердца и мечутся между Богом и Дьяволом. Впрочем, «Фауста» Гёте и так все знают, его надо не рассказывать, а читать и смотреть, а Рязань – ещё и красивый город, и от Москвы недалеко.

___

Наталия Козлова

Заглавное фото: Герман Жигунов / фестиваль “Фабрика Станиславского”

Фото: Герман Жигунов
Фото: Герман Жигунов

В XIX веке говорили, что Гёте «непокорный, насмешливый, презирающий мир гений», и это подтверждается неиссякаемым интересом к его известнейшему произведению.

Возникший на основе легенды XVI в. замысел «Фауста» несет вопрос о достоинстве и жизненной цели человека, о вере в его безграничные творческие возможности.

Сегодня Фауст – трагический герой, раздираемый внутренними противоречиями, конфликтом между религиозными вопросами и открывшимися человеку тайнами всех наук. Не уменьшая трагический размах истории Гёте, спектакль «Фауст» Дмитрия Акриша показывает современного человека, ежедневно искушаемого сегодняшним миром.

Соблазны, сомнения и тоска от пресыщенности – вот лик современного Мефистофеля, который может проявиться в каждом встреченном на улице человеке, прохожем или случайном собеседнике. Спектакль Дмитрия Акриша рассказывает о том, что Мефистофель не инфернальная внешняя сила, а внутренний конфликт в душе человека. Серьёзный разговор про одиночество человека, познавшего беспредельную пустоту человеческой жизни.

Фото: Галина Фесенко

Актёры: Бабаева Полина, Блажилин Андрей, Бурмистрова Анастасия, Горбачев Роман, Гордеев Игорь, Конониренко Мария, Мелькова Екатерина, Паламожных Наталья, Пантелеев Владислав, Петюкевич Ирина, Рахманин Дмитрий, Рыжков Валерий, Сискутов Евгений, Чудинов Егор.

Фото: Герман Жигунов
Фото: Галина Фесенко

Спектакль вошел в Long List Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» 2018-2019.

На V-м областном театральном фестивале «Зеркало сцены» отмечен в четырех номинациях:

«Лучшее музыкальное оформление» (Дмитрий Акриш),
«Лучшая работа балетмейстера/хореографа» (Мария Сиукаева),
премия жюри «За актерский дуэт» досталась Роману Горбачеву и Наталье Паламожных за роли Мефистофеля,
«Лучшую мужскую роль» получил Валерий Рыжков (Фауст).
 
По итогам VII Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег», получил две награды. Номинация «Лучшая мужская роль второго плана» (Роман Горбачев за роль Мефистофеля) и номинация «Лучшая режиссура и исполнительское мастерство».

___