Русский роман на немецком курорте

«Здесь ты познакомишься с настоящими русскими патриотами – таких теперь только в Европе и можно встретить», – одна из первых фраз, которую слышит молодой помещик Григорий Литвинов, приехав на известный немецкий курорт «Баден-Баден». А еще в Европе можно встретить не только патриотов, но и первую любовь… О патриотах и о любви (больше, конечно, о любви) и идет речь в спектакле «Baden-Баден» Юрия Ерёмина по мотивам романа И.С. Тургенева «Дым», идущем на сцене Театра им. Моссовета пять лет и не оставляющим равнодушными зрителей.

В спектакле Юрия Еремина «Baden-Баден» модный немецкий курорт становится ареной политических баталий и выяснения отношений, в том числе, и амурных. Перед нами он показан в 1860-х годах, но и сейчас тургеневская история актуальна. Здесь спорят до хрипоты и любят до потери головы. Славянофилы и западники, молодые и старые, феминистки и сторонницы традиционного уклада, мужчины и женщины — все они — часть вавилонского столпотворения под названием Баден-Баден, ставшего красочным фоном для истории страсти Григория Литвинова (Алексей Трофимов/Дмитрий Подадаев) к роковой красавице Ирине Ратмировой (Евгения Крюкова).

Григорий Литвинов приезжает на курорт отдохнуть и ждет в ближайшие дни приезда своей невесты Татьяны (Анна Михайловская). Все вроде идет своим чередом. Но, его встреча с первой любовью – и когда-то невестой, которая, уехав на бал, пропала, возвращает романтичного Григория мыслями в прошлое и привносит страсть в настоящее. Такую страсть, о которой он наверняка мечтал, но она никогда его не посещала.

Ирина замужем за неким Валерианом Ратмировым (Сергей Зотов/Роман Кириллов), непонятно каким образом нажившим своё состояние – скорее всего азартными играми. Ирина сама из обедневшего дворянского рода, а теперь она богата, живёт в роскоши, может позволить себе одеваться дорого и очень красиво (художник по костюмам – Виктория Севрюкова), путешествовать куда захочет и ни в чем себе не отказывать. Рядом с ней, помимо мужа, есть и наперсник – Созонт Потугин (Дмитрий Щербина), который всегда выполнит любую просьбу – потому, что любит и давно смирился со своей участью, найдя счастье в том, чтобы просто всегда иметь возможность видеть свой идеал женщины. Он даже сам, по её просьбе, приводит в гости к Ирине Григория. Евгения Крюкова в этой роли чем-то напоминает Анну Каренину, которая тоже отдалась страсти, ища настоящей любви. Кстати, роль героини Толстого есть в багаже сыгранных классических образов у этой очень красивой актрисы.

Вся история любви на Баден-Бадене происходит на фоне политических дебатов о судьбе России среди отдыхающих, которые, споря, и ванны лечебные принимают, и минералку пьют, и пиво с сосисками вкушают. Отдыхающих разных взглядов и мнений играют:  Виктор Гордеев/Владимир Прокошин, Марина Кондратьева/Татьяна Родионова, Владислав Боковин/Андрей Смирнов/Павел Усачев, Владимир Андриянов/Антон Поспелов.

«Собирается десять русских – мгновенно начинается разговор о будущности России. Ну и иностранцем достаётся», – описывает происходящее Потугин.  Сам он «любит и ненавидит Родину», но больше он любит Ирину.

Все баталии, как политические, так и любовные происходят под развесистым «русским деревом». Именно так здесь окрестили основное место сбора россиян. Дерево это – трансформер: оно то превращается в беседку, то в тенистую рощу, где встречаются и объясняются влюбленные.

На заднике сцены располагается вокзал и виды города, на авансцене журчит фонтан (сценография Юрия Еремина), а где-то под сценой  находятся те самые лечебные источники, после посещений которых, на сцену поднимаются герои в купальных костюмах и полотенцах.

«Человек слаб, женщина сильна, случай всесилен», – произносит герой Дмитрия Щербины в одной из сцен. Его персонаж здесь вроде связующего звена, рассказчика, фатума. Дмитрию удивительно удается, не выделяясь, вести сюжет. А ведь именно так в этой истории и есть (про человека, женщину и случай). Если считать, что под «человеком» подразумевается именно мужчина, то они все здесь слабы перед красотой и любовью, они все становятся ведомыми. А женщины – одна сильнее другой. Ирина сильна своей красотой, кокетством и самоуверенностью. Татьяна сильна тем, что пусть не с легкостью, а скрипя сердце, но отпускает любимого к другой, она не хочет быть на втором месте, она этого не достойна. И сильна ее тетка Капитолина Марковна (Ольга Анохина), которая явно оказала влияние на формирование характера своей племянницы. Она научила ее быть гордой и ценить себя, но при этом она не давит на нее, а дает принимать решения самой… А то, что случай всесилен – и без объяснений каждый знает.

Григорий, опьяненный влюбленностью, готов на все ради того, чтобы быть с Ириной, но на все ли готова она? А может для нее это просто игра, когда еще один покоренный мужчина оказывается у ее ног? Или все-таки любовь?

Всё в этой истории словно в каком-то тумане: то ли это дым паровозный, то ли – испарения от минеральных вод, то ли – просто дымка. Дымка, которая так и остается в воздухе, как от политических споров, так и от амурных историй. Дымка, которая постепенно рассеиваясь, обязательно появится снова над будущими курортниками.

«Бури были. Как без них проживёшь?» – опять хочется процитировать Потугина. Да, без бурь не прожить. А бури бывают разные: политические, любовные, бытовые, социальные, душевные. Разные. Они влияют на жизнь, и меняют ее. А нам решать сопротивляться или поддаваться, в любом случае придется искать путь в той «дымке», которая образуется после бури, чтобы увидеть своё «солнце».

___

Наталия Козлова

Заглавное фото: Сергей Петров / Театр им. Моссовета
Остальные фото: Елена Лапина / Театр им. Моссовета

За датами будущих спектаклей можно следить на сайте Театра им. Моссовета

____