В конце 2020 года на Новой сцене Вахтанговского театра состоялась премьера спектакля по пьесе швейцарского прозаика и драматурга Фридриха Дюрренматта «Ромул Великий» с Владимиром Симоновым в главной роли. В ближайшее время спектакль можно посмотреть 16 января и 18 февраля.
Эта вторая постановка на Вахтанговских подмостках режиссёра Уланбека Баялиева, выпустившего в 2016 году «Грозу» А.Н. Островского.
В команде создателей спектакля: художник-постановщик – Евгения Шутина, художник по свету – Тарас Михалевский, художник-гримёр – Ольга Калявина, звуковой дизайн – Руслан Кнушевицкий, помощник режиссёра – Наталья Меньшикова. Музыка для спектакля была написана Фаустасом Латенасом.
В заглавной роли – народный артист России Владимир Симонов.
В спектакле играют: Яна Соболевская, Евгения Ивашова, Владислав Демченко, Сергей Пинегин, Олег Лопухов, Евгений Косырев, Олег Форостенко, Виталийс Семёновс, Владимир Логвинов, Максим Севриновский, Сергей Батаев, Павел Тэхэда Кардэнас, Денис Бондаренко, Артём Пархоменко.
Комедия «Ромул Великий» — третье сочинение величайшего драматурга послевоенного времени Фридриха Дюрренматта, была написана в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия». Дюрренматт сам себя называл «самым мрачным комедиографом из всех существующих». Автор пьесы считал комедию единственным жанром, который в состоянии отобразить современность.
Трагические уроки Второй мировой войны, ощущение бессмысленности бытия, несостоятельности надежд на изменение жизни, — сделали трагикомический фарс востребованным жанром. Ирония и парадоксальность отличают Дюрренматта, остро переживавшего несовершенство человека и абсурдность мироустройства.
Уланбек Баялиев, режиссёр:
«Пьеса «Ромул Великий» не обросла сценическими штампами, её нечасто вспоминают. Я воспринял её как вызов, она написана современно, остроумно, но нужен большой артист на главную роль. Я люблю работать с большими артистами, такие встречи важны для режиссёра. Владимир Симонов – один из немногих, кто в равной степени владеет и комическим, и трагическим жанрами и особенным юмором. Владимир Александрович заинтересовался текстом, начались репетиции, восторг от первого прочтения сменялся тотальным непониманием, как с этим быть? Мы назвали приёмы Дюрренматта «перельмановской игрой». Вроде всё просто, но это уже высшая математика, и решение задачи лежит совсем в иной плоскости.
В конечном итоге это история не про императора Римской империи, она про нас, про театр. Это о человеке, у которого есть власть, и есть идея, замысел обустройства мира. Всё это надо перевести в пространство театра и увидеть послание Дюрренматта. Задача сложная и интересная».
___
Уланбек Баялиев окончил режиссёрский факультет Российского университета театрального искусства ГИТИС (курс С.В. Женовача) в 2006 году.
Среди его постановок: «Барабаны в ночи» Б. Брехта (Театр «Et cetera»), «Поздняя любовь» А. Н. Островского (Студия театрального искусства), «Ночь ошибок» О. Голдсмита (Русский драматический театр, г. Уфа), «Двое на качелях» У. Гибсона (Вильнюсский Малый театр), «Зимняя сказка» У. Шекспира (Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А.А. Брянцева), «Железнова Васса Мать» по пьесе М. Горького (Свердловский академический театр драмы, г. Екатеринбург), «Сахарный немец» С. Клычкова (МХТ им. Чехова).
___