Родом из детства

Год назад в театре им. Моссовета состоялась премьера спектакля «Ричард III» по пьесе У. Шекспира режиссёра Нины Чусовой. Главную роль в постановке исполняет народный артист РФ Александр Домогаров.

«Раз небо мне дало такое тело, пусть ад и дух мой также искривит…», – с подробного монолога-рассказа главного героя о себе, о своем приходе в мир, о своих физических недугах начинается спектакль о самом безжалостном герое Шекспира. Но, по иронии судьбы, Ричард сам вызывает отсутствующее в нем чувство жалости у зрителей.

Историки говорят, что настоящий Ричард Глостер был совершенно не таким, как его представил Шекспир. Но мы смотрим на героя английского драматурга и видим его историю глазами автора и режиссёра. Поэтому наш Ричард – убийца и тиран.

Бекингем — Валерий Яременко, Епископ — Виктор Гордеев, Кетсби — Антон Аносов, Хестингс — Дмитрий Журавлев.
Фото: Елена Лапина/Театр им. Моссовета

На сцене серые решетки, серая лестница, серые стены, серые столы, гробы-ящики, и посреди всего этого – люстра (сценография – Владимир Ерешко). Картинки трансформируются то в величественный замок, то в страшный Тауэр. Меняются декорации при помощи серых блоков, основная часть которых опускается сверху. Этакий тетрис, только не с ровными четырехугольными фигурками, а из фигур с острыми углами, которые никак не могут пристыковаться друг к другу, как и персонажи спектакля. Фигуры, как и герои, «падают», «уничтожают», «давят».

Помимо стен помогают считывать атмосферу и настроение проекции, свет (свет – Лена Перельман) и музыка (музыка – Александр Чевский). Но главные все-таки остаются люди – герои истории. Люди, желающие власти и денег, борющиеся за первенство на троне. Про 30-летнюю войну Алой и Белой розы слышали уж точно все (не все знают подробно), вот в этот период и происходит история у Шекспира. Рассказывать сюжет великого английского классика – дело неблагодарное. Классиков надо читать и знать. Поэтому затрону то, что касается самой постановки.

Александр Домогаров – без сомнения главное действующее лицо этой истории – актер, который играет мощно и ведет за собой остальных, он присутствует на сцене даже тогда, когда его физически нет в поле зрения зрителей.  Это не значит, что остальные актеры хуже. Нет. Каждый по-своему хорош. Но эта история о Ричарде, и если бы не сильный актер в главной роли, она бы не состоялась даже при сильных других, не было бы основного действующего лица.

Герцогиня Йоркская — Ольга Остроумова, Ричард — Александр Домогаров.
Фото: Сергей Петров /Театр им. Моссовета

Ричард, будучи изначально не нужным даже своей матери, настолько пропитался желанием доказать, что он тоже достоит власти и внимания, что с успехом и показывает всем, что он лучше, умнее, сильнее, талантливее, изворотливее их. Он может найти подход к каждому: к кому-то обещанием дружбы, к кому-то – деньгами, к кому-то – выгодным предложением, к кому-то – лестью, а к кому-то и нежностью. Он моментально переключается с «обиженного ребенка» на сильного правителя, с виновного убийцы на обаятельного мужчину, со слез на смех, с веры на ненависть. Заслуживать любви и уважение, вызывать страх и преклонение – ради этого и живет тот, кого все считали изгоем. Только внимание одной женщины ему так и не удается заслужить – своей матери.

Багаж ролей Александра Домогарова богат на знаковые роли, но он не останавливается, и продолжает находить новые грани себя и раскрывать их, удивлять и завораживать зрителей. Он знает, как показать состояние своего героя глазами, интонацией, поворотом головы и даже движение кисти руки. Он органично принимает в свой образ горб-панцирь, ногу-опору, руку-плеть. Он проходит путь со своим героем от рождения и детства (которые не показаны на сцене, но они наложили свой отпечаток на героя) до смерти (смерти, которая является неизбежной).

Мать Ричарда играет народная артистка РФ Ольга Остроумова. Описывать игру этой актрисы не имеет смысла, она давно всем уже все доказала. Её надо видеть. Она умеет затронуть не только струны души своего сценического сына, но и струны души зрителей.

Роль Королевы Елизаветы исполняет заслуженная артистка РФ Екатерина Гусева (в другом составе – Яна Львова). Её королева прекрасна, горда, где-то высокомерна, уверена в себе. Постепенно она теряет двоих сыновей и мужа, становится изгнанницей, но не теряет способности выживать и держать королевскую осанку. Она остается сильной.

В этой истории нет положительных героев, каждый раб своих желаний, пороков, стремлений. Они все пришли к тому, что выбрали. Единственный, кого жалко, – это главный злодей, идущий к трону по трупам. Его где-то даже хочется оправдать, хотя за такие злодеяния и не оправдывают. Понимаешь, что он не виноват… Он просто хотел любви, которую ему не дали, поэтому он и завладевает вниманием других сам.

Фото: Елена Лапина /Театр им. Моссовета

Короля Эдуарда, желающего примирить две враждующие стороны, играет з.а. РФ Сергей Виноградов (в другом составе – Михаил Филиппов). Он кажется этаким ребенком, играющим во власть, тем, для кого лишить жизни человека – как убить оловянного солдатика. В этой игре он заигрывается, чем и пользуется его брат.

В мире королевских страстей с детства все приучены к интригам и лицемерию – это видно уже по королевским детям, которых Ричард тоже прикажет убить в угоду себе.

«Если хочешь жить хорошо, то должен обходиться без совести ./ Кому нужна эта совесть, с ней можешь нищим остаться». Тут даже у тюремщиков все построено на деньги.

Стенли — Дмитрий Щербина, Ричард — Александр Домогаров, Бекингем — Виталий Кищенко.
Фото: Елена Лапина /Театр им. Моссовета

В спектакле есть и пересечения с сегодняшним днем. В сцене выборов Бекингем агитирует за Ричарда, разбрасывая листовки в зал. Зрители становятся действующими лицами и ловят распечатки с лозунгами «RICHARD III. MAKE ENGLAND GREAT!». Бекингема играет Виталий Кищенко (в другом составе – Валерий Яремко). Его герой частичная копия Ричарда, он его чувствует, знает, что ему нужно, как помочь достичь трона, и, будь на его месте, поступил бы также, но должного результата его преданность злу не приносит. Наступает момент, когда Бекингем становится неугоден Ричарду.

В костюмах в спектакле сплошная эклектика (костюмы – Луиза Потапова). Это еще раз подтверждает вневременной посыл этой историю. Больше всего выделяется Леди Анна (Дарья Емельянова/Юлия Хлынина). На ней мощные ботинки, платье из фольги, белые ресницы. Леди Анна – этакая льдинка во время первого объяснения с Ричардом. Потом становится чуть теплее… но в конце оказывается разбитой на осколки.

В других ролях: Марк Вдовин / Владимир Андриянов (Кларенс), Дмитрий Журавлев / Алексей Гришин (Хестингс), Дмитрий Щербина / Валерий Сторожик (Стенли), Виктор Гордеев / Михаил Филиппов (Епископ), Дмитрий Подадаев / Владимир Прокошин (Тиррел), Антон Аносов (Кетсби), Вячеслав Бутенко (Брекенбери) и другие.

Фото: Елена Лапина /Театр им. Моссовета

«Loyaulte me lie» («Верность – меня обязывает!») – лозунг Ричарда высвечивается в конце спектакля. Да, он пытался быть верен себе, верен матери, верен родине. Просто матери не нужна была его любовь и верность, родина не оценила заслуги. Они сами воспитали тирана, но умного и талантливого. Сами его и погубили. Осталось быть верным только себе, но это приводит его к печальному концу.

Пришла смена – Ричмонд. Казалось бы – от демона избавились, вот сейчас наступит царство честности и благородства, но стоит только посмотреть на нового правителя, увидеть, как этот молодой человек забирается на трон с ногами, а невесту чуть ли не бросает на место рядом – вера в лучшее у жителей королевства вновь уходит на покой.

___

Наталия Козлова

Заглавное фото: Елена Лапина / Театр им. Моссовета

Страница спектакля на сайте Театр им. Моссовета

Кларенс — Марк Вдовин, Ричард — Александр Домогаров.
Фото: Елена Лапина /Театр им. Моссовета
Королева Елизавета — Екатерина Гусева, Ричард — Александр Домогаров.
Фото: Елена Лапина /Театр им. Моссовета
Фото: Елена Лапина /Театр им. Моссовета

___