Резное искусство Церкви Ризположения Московского Кремля

На территории Московского Кремля есть совершенно удивительное сооружение – церковь положения ризы Пресвятой Богородицы, служившей ранее молельней московских митрополитов, а позже ставший их домовым храмом.

В 1451 году в память чудесного избавления Москвы от нашествия татар, а случилось это 2 (15) июля в день праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы была воздвигнута одноименная церковь. Заказчиком выступил митрополит Иона (1390-е – 1461). В 1472 году церковь сгорела, а в 1484-1485-х годах артель псковских мастеров перестроила храм. Спустя более двух веков были изготовлены новый иконостас, а также расписаны стены храма. На фресках – изображения земной жизни Богородицы, в куполе – Христос Вседержитель, а своды собора украшают сцены из евангельских сюжетов.

Отдельного внимания заслуживает музейное собрание памятников различных видов резьбы XV-XIX веков. В то время их центрами была не только Москва, но и Новгород, Ростов Великий, Русский Север. Русские рельефные иконы обладали особенной красотой, ибо расписывали их мастера на основе красок из природных пигментов.

Так, например, в экспозиции можно увидеть резные иконы XVII Богоматери, Спаса Нерукотворного и Иоанна Богослова из Соловецкого монастыря. Есть в собрании и икона Параскевы Пятницы (конец XVII, Русский Север). Мученица Параскева, как известно, почиталась на Руси покровительницей рукоделия и домашнего очага. Представлено и Распятие (Голгофа), горельеф, последняя четверть XVII века, выполненное мастерами Оружейной палаты Москвы. Распятие относят к образцу раннего барокко. Его центральная часть восходит к гравюре с картины Пауля Рубенса «Удар копьем» 1620 года, однако русские мастера дополнили икону композиционными элементами, свойственными русской традиции.  

___

Марина Абрамова

Фотографии предоставлены пресс-службой Музеев Московского Кремля

___