К столетию со дня рождения Фридриха Дюрренматта представлена выставка «Формы искусства. Андрей Белый и Фридрих Дюрренматт — литературно-художественный синтез».
Фридрих Дюрренматт вошёл в мою жизнь вместе с экранизацией трагической комедии «Визит старой дамы» в постановке Михаила Козакова (фильм назывался «Визит дамы», 1989). Впечатление произвели, конечно, не только актерский ансамбль (к слову, великолепный), но и само течение, а также развязка произведения. Рок, справедливость, возмездие – всё смешалось в парадоксальном мире швейцарского драматурга. Потом было уже самостоятельное знакомство с произведениями Дюрренматта, другие экранизации и театральные постановки. И снова чтение – «Минотавр».
А сейчас – Фридрих Дюрренматт – совсем другой. Он – художник, иллюстратор своих произведений. Отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Музей Серебряного века» представил выставку «Формы искусства. Андрей Белый и Фридрих Дюрренматт — литературно-художественный синтез».
Отдельные, штучные работы – графика, рисунки Андрея Белого и Фридриха Дюрренматта представлены вместе, в одном зале. Оба – писатели и мыслители, философы, личности и те, кто предвидели сложнейшие потрясения века минувшего (они в нем и жили). Что будет с человечеством и человеком в ХХ-м веке и позже? Что с ними стало, и почему? Синтез научного познания и искусства объединяет их. Пресс научно-технического прогресса, вопросы этики, тяжкость не то что жизни, а существования человека, зажатого тисками двух мировых войн – неразрешимые и вечные вопросы.
Сложно определить сразу (и потом), какие чувства испытывали Андрей Белый и Фридрих Дюрренматт по отношению к человеку. Боль, отчаяние, обусловленное многолетними размышлениями. Страх, ирония, да что уж там – цинизм, холодность. И всё же – милосердие. Я вспоминаю балладу «Минотавр». Он одинок в зеркальном лабиринте, и всё, что у него есть – собственное отражение. Минотавр с ним живет, минотавр им играет, минотавр понимает, что он не одинок. Что случилось с минотавром, знают все, кто знаком с античными мифами. Но как же страшно осознавать одиночество. Да, человек – одинок. И откуда он только черпает силы, чтобы жить…
На выставке представлены экспонаты из собрания ГМИРЛИ имени В. И. Даля, а также копии рисунков, предоставленные Центром Дюрренматта в Невшателе. Научно-экспозиционный проект подготовлен ГМИРЛИ имени В. И. Даля совместно с Посольством Швейцарской Конфедерации в Российской Федерации, Российским государственным гуманитарным университетом, Центром Фридриха Дюрренматта в Невшателе и приурочен к 100-летию Фридриха Дюрренматта.
Выставка продлится по 30 июня 2021 года.
___
Марина Абрамова
Фото предоставлены ГМИРЛИ имени В.И. Даля
___