С 10 по 12 ноября в Санкт-Петербурге проходил постоянно действующий дискуссионный проект «Культура 2.0» в рамках Санкт-Петербургского культурного форума. Далеко не первый год культурные институции города работают с совершенно разными группами. Какой может быть площадка для социального диалога?
Предлагаем вашему вниманию интервью с исследователем детской литературы, журналистом, куратором проектов и мероприятий по продвижению чтения, участником экспертной дискуссии «Как культурные институции делают невидимых видимыми» Мариной Соломоновой
Марина, здравствуйте! Насколько я понимаю, ваша библиотека работает с совершенно разными категориями посетителей не первый год. Какой проект, или серия мероприятий появились в недавнее время (в 2021-2022 гг.)?
Дело в том, что современное понятие инклюзии подразумевает не-деление аудитории. Центральная городская детская библиотека позиционирует себя максимально открытой для разных категорий граждан, единственное, что для нас важно по-настоящему – это возраст. Маму с дошкольником, бабушку, сопровождающую младшего школьника и самостоятельного подростка часто интересуют совершенно разные книги и мероприятия. Нас очень много спрашивают «за» подростков – как мы с ними «работаем», чтобы их «зацепить», чтобы они не уходили в гаджеты от книг, чтобы нашли свое предназначение в жизни. Но с каждым годом аудитория детских библиотек «молодеет», и мы понимаем, что наша целевая аудитория вообще не подростки – а другая очень уязвимая группа, у которой невероятный дефицит всего: комфорта, контента – в большом городе. Это мамы с детьми 0+. Честно, этой аудитории – мамам с грудными детьми, детьми до трех лет, – по-прежнему мало кто рад. Не будем вспоминать споры вокруг них, как раз в сфере культуры, которые происходили не так давно, стало всё сильно лучше – появились комнаты матери и ребенка. Но они невероятно признательны за квалифицированное внимание к ним, за возможность провести несколько комфортных счастливых часов в красивом уютном месте, потребляя качественный контент. Для этой аудитории мы сейчас формируем предложения – при том, что страдаем от невозможности разместить все коляски, самокаты и прочее, мы находимся в исторических зданиях. Сейчас это разовые занятия, по мотивам детских книг 0+, про детский сад, про внимание к себе, про совместное времяпровождение. А подростки часто как раз очень неприхотливы – есть розетка, колоритная стена для фоток и никто не трогает – ура. Только вот их все хотят «трогать» – развивать, учить и прочее. Вот они и бегают от всех институций. На самом деле, уже с 13-14 лет их начинает интересовать взрослая литература, а пёстрый ковер детских книг их отпугивает. А мы как детская библиотека никогда не сможем соперничать со взрослой по книгам. Поэтому из «специального-специального» у нас есть несколько лекций на аудиторию 12+ в проекте «Как жить в городе правильно».
Были ли в вашей библиотеке инклюзивные проекты с другими учреждениями культуры (музеями, театрами, досуговыми центрами)?
Мы делаем мастер-классы по заказу для фондов и центров реабилитации, работаем с коррекционными садиками, но чаще всего дети из этих учреждений к нам не приходят, мы ходим к ним, потому что организационно это довольно сложно – вывести такой детский сад. Читаем сказки, рисуем, придумываем простые игры. И очень стараемся принять участие в фестивалях и маркетах наших партнеров – например, издательств, где часто есть тифло и сурдо-сопровождение части событий, или инклюзивные мастерские.
Участвуют ли (помогают ли) родители в инклюзивных проектах?
В детской библиотеке родитель всегда родитель, неважно какого ребенка – обычного или с ограниченными возможностями. Современные родители вообще нам очень нравятся – они сейчас максимально открытые, не делят детей на своих и чужих на мероприятиях; родители всегда рядом и помогают, зачастую не только своему ребёнку, а целиком включены в мероприятие, помогают всей группе, дети будто становятся общими.
Какой проект был самым сложным?
Очень тяжело оценивать специальные номинации конкурсов для детей, потому что думаешь – ну как кто-то лучше, а кто-то хуже, когда за этим стоит такая работа родителей, такое вдохновение, такая любовь к ребенку и к жизни. Вот лучше б не было этих номинаций, принцип не-делимости, наверное, самый лучший.
Каковы на Ваш взгляд критерии успешности инклюзивного проекта?
Не делить детей и родителей на обычных и необычных и не разделять детей и родителей.
___
Марина Абрамова
Фото: пресс-служба Санкт-Петербургского культурного форума
___