В ТЦ на Страстном состоялось вручение 18-й театральной премии «Гвоздь сезона».
Праздничная церемония буквально вскочила в «последний вагон уходящего поезда» перед введением карантина. Его объявили за три часа до начала церемонии, и вечером 16 марта отмены мероприятий еще не последовало.
К сожалению, полного аншлага в зале не было, что для «Гвоздя сезона» редкое явление. Возможно, повлияла ситуация с коронавирусом: многие не захотели ехать на мероприятие, где всегда аншлаг, а, может, подумали, что его отменят. Без темы пандемии сейчас никуда. И даже Евгений Стеблов, представлявший в этот вечер СТД, сказал перед открытием церемонии: «Друзья мои, как бы мы не изощрялись, проводя церемонию, сейчас коронавирус. Это переиграть невозможно. Я желаю, чтобы мы с вами выглядели достойно на фоне этих событий».
«Гвоздь сезона» – единственная театральная премия, у которой нет персональных номинаций, награду получает весь творческий коллектив, выпустивший спектакль. Театральной премией «Гвоздь сезона» ежегодно награждаются пять наиболее ярких московских театральных постановок прошедшего сезона. Конкурсный отбор проходит в два этапа. Сначала Экспертный совет премии оценивает премьерные спектакли московских театров в течение года. По итогам сезона составляется «список номинантов», в который входят наиболее интересные, по мнению Совета, постановки. Они и получают «Малый хрустальный гвоздь». Обладателя главного приза — «Большого хрустального гвоздя» выбирает уже Жюри, возглавляемое Председателем СТД РФ Александром Калягиным. Спектакль — обладатель главного приза и объявляется «Гвоздем сезона».
Несмотря на то, что аншлага не было, церемония все равно прошла в теплой атмосфере, дружеской обстановке, и, как выразились ведущие, с «бесхребетным» юмором. Во второй раз церемонию подготовили артисты Государственного Театра Наций Павел Акимкин, Артем Тульчинский и Роман Шаляпин. До этого 12 лет ведущими и авторами церемонии были Константин Богомолов и Сергей Епишев. Теперь к новому статусу привыкает новый коллектив. Премия «Гвоздь сезона» проходила в «режиме самообслуживания», т.е. за призами номинанты выходили сами, о чем невидимая ведущая роботизированным женским голосом заранее предупредила: «Дождитесь объявления своего спектакля. Двигайтесь к сцене. Для вашего удобства – она перед вами».
Выход на сцену номинантов был разбавлен сценками на недавние злободневные темы: освобождение из-под ареста Кирилла Серебренникова, получение поста худрука Театра на Малой Бронной Константином Богомоловым, смена правительства, обнуление президентских сроков. Тонко, с юмором, на злобу дня шутили ведущие.
«Номинантов – пять, призов – пять, интриги – ноль», – так кратко охарактеризовали происходящее на премии. Дело в том, что те спектакли, которые получают статуэтки малых «Гвоздей сезона» известны заранее. А вот интриги все-таки не ноль – она есть. Интрига в том, что обладателя главного приза – большой «Гвоздя сезона» – объявляют только в конце церемонии.
В этом году лауреатами стали:
«Женитьба» театра «Школа драматического искусства», режиссер — Александр Огарев;
«Ревизор» театра «ОКОЛО дома Станиславского», режиссер — Антон Фёдоров;
«Влюбленный дьявол» Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, режиссер-постановщик — Александр Титель;
«Иранская конференция» Государственного Театра Наций, режиссер — Виктор Рыжаков;
«Один день в Макондо» Студии театрального искусства, режиссер — Егор Перегудов.
Так как вся церемония проходила с использованием цифровых технологий, то и главный приз вышел вручать огромный желтый робот. А достался он молодой команде – театру СТИ и спектаклю «Один день в Макондо», поставленному Егором Перегудовым. Команда спектакля пришла за призом большим составом. Но, наверное, больше всего представителей в этот вечер было от театра ШДИ. А вот от «Иранской конференции», к сожалению, пришли только Игорь Гордин и Дмитрий Лысенков, прибежавший на премию уже к концу, так как параллельно как раз и играл в «Иранской конференции» на сцене РАМТа.
Увы, ситуация с карантином диктует свои законы, и скорее всего он будет одной из тем для шуток через год на этой же сцене. «Гвоздю сезона» повезло, его не пришлось переносить. Пять спектаклей Москвы успели получить свою премию, и теперь в этих театрах займут свои почетные места стеклянные награды – гвозди, вбитые в землю. А в СТИ их будет целых два!
—
Наталия Козлова
Заглавное фото: Афанасьева Инна / СТД РФ
___