Январские праздники продолжатся в «Геликоне» необычной премьерой – режиссер Сергей Новиков представит оперу П.И. Чайковского «Черевички». Гоголевская рождественская сказка, преображённая волшебной музыкой Чайковского, предстанет перед зрителями во всем блеске самых современных технологий.
Интерес к произведениям Гоголя Чайковский испытывал на протяжении всей своей жизни и, когда в 1874 году Российское Музыкальное Общество объявило конкурс на создание оперы по либретто в стихах на сюжет гоголевской повести «Ночь перед Рождеством», молодой Чайковский сразу же откликнулся. Опера под названием «Кузнец Вакула» писалась им с увлечением и через три месяца была закончена. Партитура была представлена на конкурс под девизом «Ars longa, vita brevis» и жюри, в состав которого вошли выдающиеся композиторы и авторитетные музыканты (Н. А. Римский-Корсаков, Э. Ф. Направник, А. Г. Рубинштейн), единогласно решило присудить Чайковскому главную премию в размере 1500 рублей.
Однако премьера «Кузнеца Вакулы» в Мариинском театре в ноябре 1876 года, по словам самого автора, «торжественно провалилась». Размышляя о причинах холодного приема оперы публикой, Чайковский писал Танееву: «…в неуспехе оперы виноват я. Она слишком загружена подробностями, слишком густо инструментована, слишком бедна голосовыми эффектами». Спустя десять лет он осуществил вторую редакцию: так родилась опера «Черевички» (название изменил сам автор, объяснив это тем, что существуют и другие «Кузнецы Вакулы»), и премьера состоялась в Москве в Большом театре 31 января 1887 года (по новому стилю). «Черевички» были дополнены вокальными номерами, а оркестровая фактура стала более прозрачной. На премьерной серии дирижировал сам автор – причем Чайковский буквально переборол себя, отважившись встать за пульт. Петр Ильич хотел быть уверенным, что успех «Черевичек» – в его руках и не зависит от мастерства и настроения кого-либо из капельмейстеров того времени. Как оказалось, он был прав – дирижера признали «одушевляющим исполнение одинаково на сцене и в оркестре». Кстати, именно с премьеры оперы «Черевички» началась регулярная деятельность Чайковского в качестве дирижера.
Композитор не случайно дал «Черевичкам» подзаголовок «комико-фантастическая опера» – это самое веселое оперное произведение Чайковского, настоящая зимняя сказка, в которой переплетаются серьезное и смешное, реальное и фантастическое, комическое и трогательное, а порой грань между этими элементами почти исчезает. На фоне красочных образов малороссийской природы и народного быта развертывается трогательная история любви Оксаны и Вакулы.
Главный посыл этой оперы в том, что любовь – не меркантильна. «Как написано в послании к коринфянам, «Любовь долготерпит, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всему верит, всего надеется, все переносит», – говорит режиссер-постановщик «Черевичек» Сергей Новиков. – Мне кажется, здесь эта мысль транслируется очень убедительно. Оксана понимает, что любит своего возлюбленного, кузнеца Вакулу, просто так, а не за какие-то материальные блага».
Премьера поэтической, насыщенной юмором и фантастикой оперы «Черевички» П.И. Чайковского ждет москвичей и гостей столицы 13 января, на Старый Новый год. Серия состоит из двух блоков: 13 и 14 января, затем с 18 по 21 января.
«Черевички» Петра Ильича Чайковского – чудесная опера, в которой раскрывается национальное многообразие русского народа. Малороссийская тематика – большая любовь композитора, которая не единожды становилась сюжетообразующей в его симфонических и оперных произведениях.
В этой опере объединены два наших гения: Чайковский и Гоголь. Здесь не требуется никаких переносов и актуализаций. Именно сочетание Диканьки и Петербурга времен Екатерины II сегодня как нельзя лучше отвечает на вопросы нашего времени. Дерзость рождает чудо, а настоящая любовь пробивается через бытовой меркантилизм. Характерный запорожский колорит и рождественский праздник дадут зрителям заряд позитива и уверенность в победе добра над злом».
Сергей Новиков, режиссер-постановщик
ПРЕМЬЕРА
Пётр Ильич Чайковский
ЧЕРЕВИЧКИ
Комико-фантастическая опера в 8 картинах, исполняется с антрактом
Либретто Я.П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»
Режиссер-постановщик: Сергей НовиковДирижер-постановщик: Филипп Селиванов
Художник-постановщик: Ростислав Протасов
Художник по костюмам: Мария Высотская
Художник по свету: Денис Енюков
Хормейстер: Евгений Ильин
Хореограф: Эдвальд Смирнов
Художник по видеопроекции: Дмитрий Иванченко
___