Полина Коротчикова: «Персия для нас – не просто экзотическая страна, а сосед»

Каджарская династия – интересное и самобытное явление в истории Ирана XIX века. Государственный музей Востока подготовил обширную выставку «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров». О культуре каджарской династии, быте, традициях мы беседуем с научным сотрудником отдела искусства народов Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии, куратором выставки Полиной Коротчиковой.

Здравствуйте, Полина! Поздравляю с открытием такой масштабной выставки! Какова актуальность экспонирования данного материала? Ситуация вызрела?

Спасибо. Сейчас тема Каджарского искусства актуальна как никогда. Лувр, Музей Виктории и Альберта, другие европейские собрания открывают свои запасники и обращаются именно к персидскому искусству XIX века. Действительно, судя по всему, необычная, яркая, броская эстетика этого времени стала понятна и интересна зрителю, а сама эпоха отодвинулась на достаточное расстояние, чтобы эти вещи стали историей и получили дополнительную ценность в силу возраста.

У выставки – интересное название, я бы даже сказала – оксюморон. В чем его смысл?

Закат – одно из красивейших явлений, связанных с ярким солнцем. Пышность, многоцветье этого искусства бросается в глаза всякому, кто с ним встретится. Символ солнца возникал на каджарском гербе, был вообще любим и понятен в Персии.  С другой стороны, закат – время, когда нечто заканчивается, солнце уходит, чтобы взойти вновь. Каджарская эпоха – время необычайного горения художественных, политических, экономических сил и явлений, но с закатом эпохи Персия стала Ираном и вступила в совершенно иной исторический отрезок. 

Каджарское живописное искусство восприняло и западноевропейское влияние. В чем оно состояло?

Во-первых, сама техника станковой живописи, использование холста и масла. Знание перспективы, светотеневой моделировки, композиция, изображения на фоне пейзажа, как и сам жанр портрета – всему этому персидских художников отправляли учиться в Европе. Но и в самом Иране были в ходу гравюры, европейские книги, открытки, позже – фотографии, которые влияли на выбор сюжетов, интерпретацию костюмов и пр.

В живописных работах я заметила яркие сочные краски – это именно каджарская традиция, или привнесенная?

Это именно персидская эстетическая традиция, да.

На экспозиции – многообразие красок, но красный и синий, на мой взгляд, преобладают. С чем это может быть связано?

Красный традиционно на Востоке связан с солнцем, пышностью, богатством, и роскошью. Синий – любимый в Персии цвет, воспроизводимый на многочисленных изразцах, покрывающих интерьеры и экстерьеры зданий. Оба они находятся у истоков визуальной художественной традиции.

В чем отличие русского взгляда на персов и иранскую культуру от других стран?

Эпоха Каджарского владычества в Иране – это время двух русско-персидских войн, трагическая смерть Грибоедова, извинительное посольство Хосров-Мирзы к русскому императору. Во второй половине XIX в – поездки в Россию Насир ад-Дин Шаха, его восхищение русской культурой, взаимовыгодные экономические отношения. Начало XX – Гилянская революция, попытка включения ослабленной Персии в зону интересов новой послереволюционной России.  Многочисленные дневники и подробные мемуары русских дипломатов, переводчиков, инженеров и бизнесменов дают исследователям обширный материал, недоступный европейским ученым. Плотное сотрудничество, общая история, срединное положение, которое занимала Россия относительно Персии и Европы в это время делают наши отношения намного ближе, чем у других стран. Персия для нас – не просто экзотическая восточная страна, а сосед.

Что значили для каджаров понятия «охота и война»?

То же, что и всегда в персидской культуре – развлечение, способ доказать удаль и силу, свою власть и мощь, номинальную или реальную. Большое внимание уделялось мифологизации войны – сюжеты сражений из литературных произведений и исторических хроник возникают на пеналах, оружии, доспехах, коврах и расписных завесах-каламкарах.

На выставке экспонируются блестящие образцы оружие, доспехов, если так можно выразиться. Расскажите, пожалуйста, о данной части коллекции.

Она достаточно обширна, и представлена как оружием боевым, так и церемониальным. Это шлемы, щиты, пики, булавы-шестоперы, сабли и кинжалы. Безусловно, холодное оружие ко второй половине XIX века стало скорее предметом костюма и роскоши. Например, в зависимости от статуса владельца, он носил за поясом из шерстяной шали или прямой, или изогнутый кинжал разной степени отделки. Многие объекты на выставке (шлемы, щиты, наручи-базубанды) полностью покрыты сценами битв и сражений, которые можно бесконечно долго рассматривать. Есть и особое оружие – мечи и топорики-табарзины, которые к этому моменту потеряли боевые функции и использовались для религиозных шествий, или как атрибуты мистиков-дервишей.

Отдельного внимания заслуживают и изразцы. Присутствуют ли здесь заимствованные элементы из других культур? Какие сцены чаще всего изображали на изразцах?

Изразцы – отдельная интересная область в это время, правда. Возникла отдельная отрасль своеобразных сувенирных изразцов, выполненных в бело-голубой гамме, свойственной классическим сефевидским образцам, со сценами охоты, гуляния, историческими сюжетами. Часто они изготавливались намеренно большими, как отдельные картины. Спрос на подобные изделия в последней трети XIX  в. был необычайно велик среди европейцев.

И, пожалуй, заключительный вопрос. Что, на Ваш взгляд, означает данная выставка для зрителя, посетителя? На что, в первую очередь, стоит обратить внимание?

Выставка порадует и тех, кто ничего не знал про культуру Ирана до этого, и тех, кто привык к классическому искусству Персии и не сталкивался с новшествами XIX в. Но и специалисты найдут на ней интересное для себя – редкие образцы живописи, ковроделия, документы, предоставленные ГАРФом. Обязательно следует обратить внимание на экспликацию при входе, на которой представлена схема тематического деления залов, и дается краткий обзор того, что зритель увидит в каждом из них, а далее следовать по заинтересовавшему маршруту. Удачи!

___

Марина Абрамова

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного музея Востока

Выставка продлится по 27 июля 2021 г.

Страница выставки на сайте музея Востока

___