Петру Первому – премьера

Вспоминается, как академик Д.С. Лихачев сказал о памятнике Петру работы Михаила Шемякина, установленном в Петропавловской крепости: “К нему так же страшно подходить как к настоящему императору.”

2022 год – год 350-летия со дня рождения императора Петра I. По такому случаю в Калининграде, Кафедральном соборе, на День России был дан замечательный концерт, на котором прозвучала премьера – «Русский концерт для органа с оркестром» на стихи кн. Петра Романова (Великого) на музыку Анжелики Комиссаренко. О произведении беседуем с композитором (на фото – нижний ряд слева).  

Впервые ли Вы обращаетесь к эпохе Петра I?

Пожалуй, впервые. Хотя, могу, конечно, вспомнить свою оперу по сказке А.С. Пушкина «Жених». Там в какой-то мере отражена Русь старинная (может и петровская), купеческая, хотя и сказочная. И там есть «музыкальная старина» – в партитуру вкраплены народные песни и наигрыши. Отчасти можно отнести к теме Петровской эпохи и сочинение «Гимн Посейдону» для баса с камерным оркестром, которое посвящено русским морякам. Ведь именно при Петре Великом в России появился флот, а также стала привычной отсылка к древнегреческим мифам.

Отчего и как выбор пал на стихи императора Петра Романова?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос мне необходимо рассказать историю и предысторию написания концерта.

Более пяти лет назад мне выпало удовольствие в очередной раз посетить любимый Музей музыкальных инструментов в Санкт-Петербурге, где в то время проходила выставка, посвящённая музыке в жизни царствующих особ России. В буклете к выставке также был опубликован кант, авторство которого традиционно приписывается Петру Великому. Меня сразу привлёк музыкально-поэтический материал этого канта. А немного позже я приобрела сборник нот с Кантами, псалмами и песнями Петровской эпохи. На накопленные впечатления наложилась и высказанная профессором кафедры органа идея, что в наше время необходим русский концерт для органа. Эта мысль запала в душу и какое-то время прорастала. А во время пандемии уже и вылилась в написание концерта на основе старинных кантов, псалма и народных песен.

Знакомились ли Вы с уже существующими музыкальными произведениями об эпохе Петра Великого?

Для того чтобы не оставаться в каком-то творчески-культурном вакууме, для меня, безусловно, важно каждодневно слушать новую музыку или переслушивать известную ранее, играть самой на фортепиано, буквально «вгрызаться» в ноты взглядом, анализировать. Важно и очень интересно ежедневное чтение как художественное, так и историческое, знакомство с живописью и другими смежными искусствами. Поэтому, конечно, я знакома с некоторыми сочинениями, посвящёнными эпохе Петра Великого – это и звучавшая на концерте кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» П.И. Чайковского и оперы А. Гретри и Г. Доницетти, посвящённые императору Петру, и многие другие сочинения. Но, специальной цели знакомиться с новыми или переслушивать известные мне сочинения, посвящённые эпохе Петра Первого, я не ставила. Для меня было важно найти свой путь к постижению того времени на основе музыки, сочинённой и исполнявшейся в те поры.

Что было особенным в написании концерта (по сравнению с другими Вашими сочинениями)?

Как обычно, каждое новое сочинение это и новый путь, или вернее, поиск этого пути, а также поиск подходящей формы. Для данного концерта характерна многослойность, полифоничность, когда сплетаются разные тематические и тембровые пласты одновременно. Так в современном городе переплетаются старинные постройки с авангардными, представляя при этом что-то органичное. В то далёкое время орган ещё был не совсем привычным инструментом, отчасти экзотическим, а свои народные инструменты были не особенно в чести. Здесь я попыталась даже в темброво-инструментальном формате соединить то, что ранее было бы невозможным по тем или иным причинам. И, благодаря, замечательной и блестящей органистке, профессору Московской консерватории Евгении Кривицкой, настоящему профессионалу своего дела с техничной и деликатной манерой игры в содружестве с народным оркестром Калининграда под руководством высококлассного дирижёра Антона Жукова, удалось ярко исполнить музыкальную составляющую Русского концерта. Особенностью является и сотрудничество с выдающимся артистом-чтецом Петром Татарицким. Он мастерски исполнил текст, прописанный в партитуре концерта, требующий не только ярких артистических данных, но и высокой музыкальной культуры при исполнении. Особенный тембр голоса Петра стал ещё одной полифонической составляющей концерта. Это уже не первая моя совместная работа с Евгенией и Петром. Ранее они также мастерски исполняли и другие мои сочинения.

Чем Вас привлекает, а чем отталкивает личность Петра Великого?

О великих эпохах лучше читать в книгах, чем жить в такие времена. Величайшие заслуги Петра известны, но сам он был гневен и жесток. Знатных вельмож из своего окружения он мог поколотить или даже убить лично, а народ страдал от тяжести взваленных на него обязанностей: бесконечные войны, строительство флота, создание всевозможных фортификационных сооружений и, наконец, главное — строительства великолепного Санкт-Петербурга на месте болота. Вспоминается, как академик Д.С. Лихачев сказал о памятнике Петру работы Михаила Шемякина, установленном в Петропавловской крепости: “К нему так же страшно подходить как к настоящему императору.”

___

Марина Абрамова

Фото: из архива Анжелики Комиссаренко

___