Первая Dance резиденция в Новой Опере

Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова станет постоянной площадкой для современного танца: совместно с фондом Mart театр представляет новый ежегодный проект – Dance резиденция. Проект открывает один из самых успешных и титулованных российских коллективов, труппа с мировой известностью – Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой. С 24 ноября по 5 декабря 2021 года на сцене Новой Оперы танцевальный коллектив покажет свои важнейшие спектакли. Dance резиденция стартует с возрождения легендарной постановки – «Весны священной» И.Ф. Стравинского.

«Провинциальные танцы» – один из первых авангардных коллективов постсоветской России, он стал первопроходцем в жанре современного танца, сформировал и закрепил это понятие в культурном пространстве нашей страны. Сегодня это театр-достояние, театр-бренд, имеющий международную конвертацию, он пользуется авторитетом в общероссийской и мировой профессиональной среде самого высокого уровня: об этом свидетельствуют многочисленные награды театра, его участие в международных фестивалях в России и за ее пределами.

Театр существует 30 лет.
За это время дал 700 спектаклей.
Выступал в 55 городах 20 стран мира и в 40 российских городах.
6 премий «Золотая Маска» и 19 номинаций.

Художественный руководитель театра «Провинциальные танцы» Татьяна Баганова – одна из главных фигур современной российской хореографии, многократный номинант и лауреат премии «Золотая Маска» и признанная во всем мире артистка, получившая премии на международных конкурсах в Ганновере и Париже. Татьяна сотрудничает с европейскими хореографами и знаменитым American Dance Festival, разработала собственный метод телесной ориентации и подготовки «целостного нового танцовщика».

“Свадебка”. Фото: Дарья Попова

Театровед и балетный критик Татьяна Кузнецова о Татьяне Багановой: «Ко многим ее достоинствам можно добавить еще одно – отсутствие балетмейстерского эгоцентризма. В отличие от многих авторов, свою труппу она воспринимает не как инструмент самовыражения, а как живой организм, которому для развития требуются разные витамины» («Коммерсантъ», «”Опыт” не выявил “Алиби”»).

«Инфернальные сказки» – этим определением музыкальный и театральный критик, теоретик современного танца Лариса Барыкина называет жанр, созданный Татьяной Багановой. Сказка не в фольклорном, но общекультурном понимании – произведение, не имеющее прямого отношения к реальности, наполненное символами и аллюзиями.

Лариса Барыкина: «Российскому современному танцу – всего лет тридцать, и родился он, как известно, не в Москве и не в Санкт-Петербурге. Мощные охранительные традиции и неистовая любовь к классическому балету долгое время подавляли в столицах движение в сторону нового танца. Поэтому исходной сценической площадкой для становления российского contemporary dance стала провинция – прежде всего, Урал. Главные танцтруппы возникли в трех уральских городах: Пермь, Екатеринбург, Челябинск.

Наблюдая за искусством очень много лет, я поняла, что зрителю интересно смотреть, слушать, читать только в том случае, если автор говорит от самого себя. В постановках Татьяны Багановой есть эта сила индивидуального высказывания, уникальность личного взгляда на мир. Ясно выраженный или сложно зашифрованный, но мы всегда сможем его разглядеть. Даже если ее спектакли имеют скрытый нарратив или сюжетную основу, все равно это ее поворот темы, ее интерпретация. Как правило, это размышления современной женщины о проблемах разного плана – психоэмоциональных, сексуальных, социальных, каких угодно. Своим импульсам, ощущениям, мыслям и чувствам Баганова находит адекватную сценическую форму, разработанный хореографический язык. По своему типу она – типичная self-made woman, перфекционистка, интеллектуалка, человек стиля. Благодаря ей театр “Провинциальные танцы” обладает высокой степенью сценической культуры, редкой у нас в стране. Я называю ее гранд-дамой современного российского танцевального театра».

“Приключения сапожника Петра”. Фото: Дарья Попова

Первая Dance резиденция в Новой Опере откроется 24 и 25 ноября возрождением знаковой постановки Татьяны Багановой – «Весны священной» И.Ф. Стравинского. Премьера состоялась в Большом театре России на фестивале «Век “Весны священной” – век модернизма» (2013). Изначально открывать проект планировалось новым спектаклем, ставить который был приглашен британский хореограф и режиссер Уэйн Макгрегор, но он в последний момент отказался. Татьяна Баганова смело приняла «вызов»: создала авторскую версию балета в сжатые сроки – за шесть недель (!), не побоявшись поставить свою «Весну священную» в один ряд с великими творениями Вацлава Нижинского (1913), Мориса Бежара (1959) и Пины Бауш (1975). Она представила принципиально новый взгляд на это произведение, «концептуальный балет-инсталляцию». Спектакль стал лауреатом премии «Золотая Маска» («Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая работа художника», 2014).

Художник-постановщик спектакля в Большом театре и его реновации в Новой Опере – Александр Шишкин, известный петербургский художник и сценограф, неоднократный лауреат премии «Золотая Маска», один из экспонентов павильона России на Венецианской биеннале (2019). В 2021 году вместе с Татьяной Багановой над партитурой Стравинского будет работать главный дирижер – музыкальный руководитель театра Новая Опера Валентин Урюпин.

Павел Гершензон, балетный критик, теоретик и историк балета:

«“Весна” Багановой и Шишкина – первая крупная композиционная, точнее, архитектоническая (так правильнее) удача современного русского танцевального (или, если угодно, пластического) театра – театра, страдающего дилетантизмом и любительщиной в том, что касается умения выстроить форму, то есть умения начать спектакль (да, именно спектакль, не перформанс), подвести его к кульминации (найти для кульминации точное место) и вовремя его закончить – умения, говоря языком архитекторов, грамотно выстроить ордер» (Colta.ru, «Весна в тринадцатом году. Послесловие»).

В паре с «Весной священной» «Провинциальные танцы» представят еще одно произведение И.Ф. Стравинского – «Свадебку». Этот спектакль в постановке Татьяны Багановой был создан в 1999 году, в 2000 он получил «Золотую Маску» и был назван «первым культовым спектаклем в новом российском танце». Сам композитор обозначил это произведение как «Русские хореографические сцены с пением и музыкой». Литературная основа сюжета в версии хореографа – древний обряд, суть которого: жених собственноручно обрезает кинжалом косу, символ женской красоты. Зритель наблюдает процесс знакомства, сватовства, подготовки к священному ритуалу и обрезание косы. В 2019 спектакль был возвращен в репертуар театра «Провинциальные танцы» в новой версии: с обновленной хореографией, сценографией и костюмами.

“Синяя Борода”. Фото: Дарья Сергачёва

В 2021 в Новой Опере сочинение прозвучит под управлением дирижера театра Дмитрия Волосникова. В исполнении примут участие солисты Новой Оперы Ирина Костина, Валерия Пфистер, Михаил Губский, Владимир Кудашев, солистки ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Варвара Котова и Мария Шенталинская, блистательные пианисты-виртуозы Зарина Шиманская, Александр Маслов, Сергей Редькин, Эдуард Кипрский.

Особое событие программы Dance резиденции – спектакль «Синяя Борода», премьера 2021 года. Постановка создана по заказу American Dance Festival. Выбирая в качестве отправной точки «Синюю Бороду», но не опираясь на трактовку Шарля Перро, Татьяна Баганова обращается к тексту «Синебрадый возлюбленный» американской писательницы и драматурга Джойс Кэрол Оутс. Ее постмодернистская версия всем известного сюжета сказки-притчи – размышление о границах, доверии, власти, любви. Над спектаклем работала интернациональная команда: композитор Рио Вольта (Швейцария), танцовщик Чарльз Слендер-Уайт и художник по свету Дэвид Фэрри (США). Костюмы создал российский дизайнер Юрий Помелов, а художник-постановщик Александр Полагаев завершал свою работу над спектаклем удаленно, находясь на Кипре. Необычно, что Чарльз Слендер-Уайт присутствовал в постановке виртуально – танцевал свою партию в режиме реального времени, находясь в Сан-Франциско.

В Dance резиденцию вошли признанные спектакли «Провинциальных танцев». «Приключения сапожника Петра» – спектакль-моралите для всей семьи, созданный в период самоизоляции. Это своего рода сериал, где главный персонаж – апостол Пётр, спустившийся на землю в образе сапожника. Спектакль Sepia по мотивам романа японского писателя Кобо Абэ «Женщина в песках». Он был поставлен в США по заказу American Danсe Festival в рамках программы «Интернациональные хореографы». Песок в этой постановке диктует ритм, атмосферу, хореографию и образы, становится главным действующим лицом спектакля, местом обитания персонажей. «Девушка с фарфоровыми глазами» – философская транскрипция балета «Коппелия».

Программа первой резиденции, которую представит театр Новая Опера совместно с фондом Mart, позволит проследить путь хореографа и ее коллектива в течение 30 лет, понять и почувствовать, как менялся почерк Татьяны Багановой, становясь все более минималистическим, жестким, обобщающим.

DANCE РЕЗИДЕНЦИЯ В НОВОЙ ОПЕРЕ. ПРОГРАММА

24–25 ноября 2021
И.Ф. Стравинский «Весна священная»

Хореограф – Татьяна Баганова, дирижер – Валентин Урюпин
Возобновление постановки 2013 года

И.Ф. Стравинский «Свадебка»
Хореограф – Татьяна Баганова, дирижер – Дмитрий Волосников
https://novayaopera.ru/afisha-i-bilety/performance/vesna-svyashhennaya-svadebka/

27–28 ноября 2021
«Приключения сапожника Петра»
Хореографы: Кирилл Зайцев, Екатерина Занина, Ксения Каплун, Антон Лавров, Александра Столярова, Антон Шмаков
https://novayaopera.ru/afisha-i-bilety/performance/priklyucheniya-sapozhnika-petra/

1–2 декабря 2021
Sepia
, «Синяя Борода»
Хореограф – Татьяна Баганова
https://novayaopera.ru/afisha-i-bilety/performance/sepia-sinyaya-boroda/

4–5 декабря 2021
«Девушка с фарфоровыми глазами»
Хореограф – Татьяна Баганова
https://novayaopera.ru/afisha-i-bilety/performance/devushka-s-farforovyimi-glazami/

___

Заглавное фото: “Весна священная”, Дамир Юсупов

___