От кружев до романов Вальтера Скотта

Московский музей-усадьба «Останкино» представил в музее-усадьбе «Остафьево» – «Русский Парнас» выставку акварельного портрета.

Акварельные портреты писали не только в веке XIX, их пишут до настоящего времени. Такой жанр оказался очень живучим, в то же время акварельный портрет – летопись увлечений, моды эпохи. Владимир Гау, Петр Соколов, Алексей Стрелковский – имена известные современному посетителю – почитателю жанра акварельного портрета.

Не только произведения русских акварелистов, но и иностранных представлены в залах музея-усадьбы. Одним из примеров могут служить работы Леонития Брамсона, художника-акварелиста из Петербурга, с немецкими корнями, принявшего российское подданство. Другим – Жан Анри Беннер, уроженец Эльзаса, работавший в Варшаве и Петербурге. Беннер прославился портретами императорских фамилий – Габсбургов и Романовых.

Акварельный портрет запечатлел не только представителей аристократии, но и московского купечества, разночинства, офицерства. Уже нет таких лиц и таковых поз, той моды – кружев и чепчиков, мундштуков и эполет, шарфов-шотландок (дань увлечению романами Вальтера Скотта) и предметов декоративно-прикладного искусства. Всё это – далекая история, но любимая до сегодняшнего дня, ибо акварельный портрет – не только свидетельство памяти, жизнеописания сословий позапрошлого столетия, но и отдушина для глаз.

Выставка «Русский акварельный портрет XIX века» продлится до 26 июня 2022 года.

___

Марина Абрамова

Фото: Пресс-служба музея-усадьбы “Остафьево-Русский Парнас”
Заглавное фото: А.И. Стрелковский_Портрет С.С. Боткиной

___