Особенная «Чайка» от особенных артистов

В конце мая в камерном пространстве, находящемся в Доме-музее М.С. Щепкина, состоялся показ инклюзивного спектакля «Чайка. Фрагменты» по пьесе А.П. Чехова. Спектакль был выпущен несколько лет назад при поддержке фонда «Со-единение», а сейчас продолжает существовать, полагаясь на собственные силы. Отыграв спектакль, артисты не знают будет ли следующий, но всегда надеются, что будет.

В спектакле «Чайка. Фрагменты» много необычного, непривычного для среднестатистического театрального зрителя. В первую очередь это то, что в нём наравне с драматическими артистами, задействованы артисты с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательной системы. Но стоит обязательно сказать, что, если зритель боится идти на подобный спектакль, думая, что будет жалеть людей с инвалидностью, – это совсем не так. Артисты, участвующие в спектакле, настолько самодостаточны, что через пять минут после начала вы забудете, что с ними что-то не так, – особенности артистов становятся частью образа.

Режиссёром и автором инсценировки спектакля выступила Ольга Прихудайлова, а куратором проекта, уже ушедший от нас, – актёр, режиссёр и педагог Дмитрий Брусникин, продолжающий «жить» в актёрах, которых он выпустил из Школы-студии МХАТ во взрослую жизнь. Некоторые из них тоже играют в «Чайке».

Спектакль идёт около часа. В маленьком пространстве Дома-музея М.С. Щепкина два зрительных ряда вытянуты по длинной стороне зала, а артисты играют, смотря в глаза зрителю. Треплев – обладающий уникальными талантами Александр Похилько, у которого отсутствуют части рук и ног, – рисует на глазах у зрителей иллюстрации к «Чайке», подписывая их именем Чехова. Спектакль начинается с разговора Маши (Ирина Поволоцкая) с Медведенко (Никита Паничев), и, если бы не слегка непонятное произношение слов, нельзя было бы и подумать, что с Ириной что-то не так, – для многих зрителей в конце вечера становится откровением, что она слепоглухая.

Фрагменты из «Чайки» Чехова в спектакле расположены не в хронологическом порядке, но наверное, практически нет зрителя, не знающего сюжет пьесы, а изменение хронологии дает возможность открыть новое в пьесе, новые стороны персонажей, новые грани их чувств.

«Только любовь, уносящая в мир грёз, может дать счастье», – говорит Тригорин. Именно такие чувства поначалу испытывают герои пьесы и страдают от этого, хотя, как потом выясняется, – это счастье и было, а истинные страдания начинаются, когда грёзы рассеиваются, свет гаснет, ружье стреляет, любимый бросает, поклонники разочаровываются, и остается только нудная, но позволяющая скоротать время, игра в лото. В постановке Ольги Прихудайловой, каждый герой — это чайка, чайка, которая хочет летать, но сталкивается с обстоятельствами, обрезающими ей крылья.

Майский спектакль позволил использовать в постановке живые цветы – сирень и пионы. Артисты говорят, что каждый спектакль у них разный, – он зависит от времени года, от площадки, и каждый раз они придумывают что-то новое.

Ещё этот спектакль уникален тем, что после него у зрителя есть возможность пообщаться с артистами и постановщиками, задать вопросы, что-то пожелать, поделиться впечатлениями, а может и чем-то помочь дальнейшему развитию столь нужного дела. Нужного и для участников спектакля, и для зрителей, получающих вместе новый опыт, и понимающих, что если человек не похож на всех, то он может быть тоже талантлив, умён, добр. Надо просто ему помочь раскрыть то, в чем он уникален, и развить то, что он может делать не хуже, а порой и лучше, других.

Наталия Козлова

Фото: Надежда Сокорева

Актёры: Ольга Лапшина, Дарья Ворохобко, Сергей Быстров, Ирина Поволодцкая, Александр Похилько, Никита Паничев, Даниил Обухов.