Он родился в день Благовещения

«Фридрих Иоганн Франц Войцек, рядовой четвертой роты второго батальона второго пехотного полка, родился двадцатого июля, в день Благовещения…» – четырежды представляет сам себя, поворачиваясь во все стороны помоста, выстроенного на сцене и напоминающего место казни, главный герой спектакля «Войцек». Премьера спектакля по пьесе Георга Бюхнера недавно состоялась на сцене Театра им. Е. Вахтангова, постановку осуществил молодой режиссер Хуго Эрикссен.

«Войцек» продолжает цикл постановок режиссёров Мастерской Римаса Туминаса «Театральные параллели. Путешествие в четырёх частях». В основе цикла – произведения драматургов зарубежных стран, оказавших прямое или косвенное влияние на мировоззрение Евгения Богратионовича Вахтангова. Спектакль Хуго Эрикссена стал вторым в рамках проекта, он представляет драматургию Германии. Первым был «Легенда о хромоножке» по пьесе норвежского драматурга Бьёрнстьерне Бьёрнсона, в постановке Владимира Бельдияна.

Ася Домская и Максим Севриновский.
Фото: Надежда Сокорева

Пьеса «Войцек» немецкого драматурга Георга Бюхнера (1813-1837) не была окончена и впервые была опубликована лишь в 1879 году  в значительно переработанном виде Карлом Эмилем Францозом. В эпоху романтизма на сцене должен был появиться не романтический герой, а страдающий «маленький человек», прототипом которого был реальный денщик, убивший свою жену из ревности. Эта драма стала одной из самых популярных в репертуарах немецких театров, неоднократно экранизирована, на её основе написана опера. Георг Бюхнер, написавший так мало за свою недолгую жизнь («Смерть Дантона», «Войцек», «Леонс и Лена») оказал весьма ощутимое влияние на таких авторов, как Ведекинд, Гауптман, Брехт и навсегда остался в истории немецкой литературы.

Количество постановок этой драмы в России можно пересчитать по пальцам одной руки, что дает достаточно большую свободу мысли постановщику для реализации немецкой пьесы на российской сцене. Хуго Эрикссен решил перенести действие на 100 лет вперед от реальной истории, за которой последовал судебный процесс. И таким образом время действия «Войцека» в Театре Вахтангова – 1921 год – за 100 лет до наших дней, и в год, когда был основан Вахтанговский театр. Но сделан этот перенос не только ради красоты цифр – режиссёр хотел, чтобы драма, разворачивающаяся в спектакле, получилась как бы «распятой» между двумя войнами – Первой и Второй мировой.

Максим Севриновский, Евгений Князев.
Фото: Надежда Сокорева

Хуго Эрикссен: «Параллелей между 1820-ми и 1920-ми довольно много. Австрия и Германия проникнуты настроением проигравших государств, имеющих великую историю в прошлом. В обществе формируется оппозиция между людьми, проигравшими войну, нравственно больными, и молодым поколением, называющим себя «здоровыми» и желающими «оздоровить» собой нацию. Отсюда происходит конфликт несчастного Войцека и бравурного Тамбурмажора. В выборе Марии в пользу Тамбурмажора отражается вся драма Германии первой половины XX века, приведшая к страшным последствиям: к нацизму. В этой перспективе иначе читается и образ Доктора: от его экспериментов над человеком один шаг до нацистской «евгеники» – теории и практики человеческой селекции».

Помимо текста автора в спектакле для раскрытия нацистской и христианской темы (они проходят через всю историю драмы) звучат фрагменты из книг «Антихрист. Проклятие христианству» Фридриха Ницше и «Гитлер в Вене. Портрет диктатора в юности» Бригитты Хаманн.

Евгений Князев, Максим Севриновский, Евгений Косырев.
Фото: Надежда Сокорева

Роль «маленького человека» Войцека играет актер Максим Севриновский. Его герой – цирюльник. Он ходит с поднятыми плечами, в которых практически «утонула» шея, семенит маленькими шажками – он и психологически считает себя маленьким на фоне окружающих, и это отражается в его физическом зажиме. Он боготворит свою невенчанную жену Марию (Ася Домская), почитая ее за святую мадонну, пытается заработать хоть сколько-то денег не только работой, но и, позволяя над собой ставить опыты, отчего у него и явные психологические проблемы. Он чужд новому укладу жизни, не хочет за что-то бороться и что-то доказывать, а просто хочет счастливой жизни с Марией и сыном. С одной стороны, он не сильно отличает себя от животного – раз есть потребность, значит, её нужно справить, вредно противиться природе – считает он; с другой – чтит религию. Но все это до определенного момента. До момента измены Марии. Позволяя себе животные реакции, он не смог принять их в любимой женщине, которая не оказалась ангелом, и Войцек нарушает заповедь «не убий», решив, что этим спасет душу возлюбленной. Он несколько раз после убийства Марии повторяет: «Удалось ли мне тебя очистить?»

Максим Севриновский: «Я полностью оправдываю своего героя. В Марии вся его жизнь. У более сильных, приземленных, здоровых людей в такой ситуации хватает силы воли пережить драму в себе, перестрадать, но тут изначально для Войцека она – это всё, больше у него ничего нет, поэтому он не может поступить по-другому».

Ася Домская.
Фото: Надежда Сокорева

Самым именитым актером среди молодой команды является н.а. России Евгений Князев, играющий Доктора. Его герой сразу же вызывает антипатию, у него такие узнаваемые немецкие усики, циничная улыбка, под которой явно скрываются недобрые намерения, его цель –  не щадя человека, смотреть к чему приведут опыты над ним, ради оздоровления нации в будущем.

Евгения Князев (о работе с молодым режиссером и артистами): «Я внедрялся, мы обсуждали, спорили, но чаще я покорялся режиссёру. Это в институте мы педагог-студент, а в театре мы – коллеги».

Павел Юдин, Ася Домская.
Фото: Надежда Сокорева

Роль грубого и самодовольного Тамбурмажора досталась Павлу Юдину, а Капитана сыграл Евгений Косырев. В других ролях: Василий Цыганцов, Александр Галочкин, Алексей Петров, Оксана Суркова, Евгений Пилюгин, Ольга Боровская, Евгений Кравченко.

Солдатские загулы, представленные в спектакле, передают атмосферу накаляющегося народного недовольства, вседозволенности, опыты доктора показывают, к чему вскоре приведет желание Германии стать сверхдержавой, а шоу, где зрителям демонстрируют, насколько они схожи с животными, а животные с ними, стирают грань между «можно» и «нельзя».

Александр Галочкин, Павел Юдин, Максим Севриновский.
Фото: Надежда Сокорева

На сцене минимализм. Стулья, столы, барная стойка со шкафом. Этого достаточно, чтобы рассказывать историю о том, где главные – люди. Пьеса Бюхнера, по мнению режиссёра, пропитана мощным христианским символизмом: это история о богооставленности человека.

Хуго Эрикссен: «Весь мир Войцека рушится, когда Мария оказывается не той, кем он себе представлял: она оказывается Марией-блудницей. Перед нами разворачивается история об изначально чистой духовной сущности человека, которая, попав в реальный мир, реализуется противоположно своей чистоте – не в жертве, а в преступлении; недаром Войцек после убийства Марии всё повторяет: «Удалось ли мне тебя очистить?» Так что, на наш взгляд, главное достоинство этой пьесы в её многозадачности – прекрасной двусмысленности, свойственной романтизму».

Ася Домская, Максим Севриновский.
Фото: Надежда Сокорева

Если по пьесе Войцек убивает свою возлюбленную в реке, здесь реку символизируют поставленные в ряд три ванны, в средней и придется оказаться героине. Три ванны – как трехкратное омовение при крещении, после которого человек выходит безгрешным.

После убийства Войцек пускается в разгул с падшими женщинами. Кажется, что сейчас и другие ванны не останутся пусты, но рядом оказывается Доктор. Маньяка из рядового не получится. А какая судьба ждет оставшегося сына главных героев?.. Увы, скорее всего и его разум окажется поврежден, он не уйдет далеко от дурачка Карла, с которым постоянно проводит время…

___

Наталия Козлова

Фото: Надежда Сокорева

___

Над постановкой совместно с режиссёром работали: Ютта Роттэ (сценография и костюмы), Андрей Бесогонов (композитор), Антон Пономарев (художник по свету), Ольга Калявина (художник-гримёр), Матвей Родионов (звукорежиссёр), Дарья Бодрова (помощник режиссёра).

Ближайшие даты спектакля можно посмотреть на сайте Театра им. Е. Вахтангова: https://vakhtangov.ru/show/buchner/

Максим Севриновский, Ася Домская.
Фото: Надежда Сокорева

___