В Театре им. Е. Вахтангова режиссер Уланбек Баялиев выпустил спектакль «Ромул Великий» Фридриха Дюрренматта, в котором одновременно есть и политический подтекст, и человеческая история. В постановке каждый увидит что-то свое: кто-то – ту самую политику, а кто-то – зов души человека.
В этом году исполняется сто лет со дня рождения Фридриха Дюрренматта и сто лет Вахтанговскому театру – это тоже подтолкнуто вахтанговцев обратиться к творчеству швейцарского прозаика и драматурга. В театре ранее была постановка по пьесе Дюрренматта – «Визит старой дамы». Она являлась частью спектакля-эпохи «Пристань» (реж. – Р. Туминас), и главную роль в ней исполняла н.а. СССР Юлия Борисова. Так что «Ромул Великий» – это второе обращение к Дюрренматту в Вахтанговской истории.
Императора в постановке играет народный артист России Владимир Симонов. Других вариантов на эту роль в театре, с достаточно большим количеством штатных актеров, даже не рассматривали. «Ну а кто, если не я?» – шутя, парировал вопрос о выборе его на главную роль Владимир Александрович. И это, действительно, так.
Для режиссера Уланбека Баялиева «Ромул Великий» стал второй работой на сцене Вахтанговского театра. В 2016 году на Новой сцене (той же, где идёт «Ромул») он выпустил «Грозу» А. Н. Островского.
Уланбек Баялиев: «Пьеса «Ромул Великий» не обросла сценическими штампами, её нечасто вспоминают. Я воспринял её как вызов, она написана современно, остроумно, но нужен большой артист на главную роль. Я люблю работать с большими артистами, такие встречи важны для режиссёра. Владимир Симонов – один из немногих, кто в равной степени владеет и комическим, и трагическим жанрами и особенным юмором. Владимир Александрович заинтересовался текстом, начались репетиции, восторг от первого прочтения сменялся тотальным непониманием, как с этим быть? Мы назвали приёмы Дюрренматта «перельмановской игрой». Вроде всё просто, но это уже высшая математика, и решение задачи лежит в иной плоскости.
В конечном итоге это история не про императора Римской империи, она про нас, про театр. Это о человеке, у которого есть власть, и есть идея, замысел обустройства мира. Всё это надо перевести в пространство театра и увидеть послание Дюрренматта. Задача сложная и интересная».
Комедия «Ромул Великий» – третье сочинение величайшего драматурга послевоенного времени, была написана в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия». Дюрренматт сам себя называл «самым мрачным комедиографом из всех существующих». Автор пьесы считал комедию единственным жанром, который в состоянии отобразить современность.
Трагические уроки Второй мировой войны, ощущение бессмысленного бытия, несостоятельности надежды на изменение жизни сделали трагикомический фарс востребованным жанром. Ирония и парадоксальность отличают Дюрренматта, остро переживавшего несовершенства человека и абсурдность мироустройства.
Действие римской истории происходит на вилле императора Ромула в Кампанье. Время действия: с утра 15 до утра 16 марта 476 года от Рождества Христова.
Спектакль преподнесен очень театрально, карикатурно. При этом краски спектакля довольно серы. Комизм проявляется через гротеск, интонации, диалоги. В начале спектакля император приходит завтракать, ведя себя, как уже давно отыгравший своё Арлекин. А завтракает он всегда яйцами. Ведь Ромул Август в этой истории, на первый взгляд, – человек занимающийся куроводством, а не император Рима. Кажется, что ему абсолютно все равно как сложится дальнейшая судьба государства, которым он правит, для него важнее – как несутся куры. Ну, хотя бы не тиран – думается о последнем императоре, которого в истории окрестили «мелкий Август». А вот у Дюрренматта он «Великий», и правит не как его исторический прототип около года, а целых 20 лет, поэтому давно устал. В императорском венке уже вместо 36 золотых листочков, которые были, когда он садился на трон, осталось пять (надо же где-то брать деньги, когда казна пуста), а через сутки не останется ни одного. Прислуживают императору двое слух Пирам (Артём Пархоменко) и Ахилл (кукла-скелет), причем человек носит куклу на спине, поворачиваясь при разговоре с Ромулом то человеческой стороной, то искусственной. Смотря на эти диалоги, сразу думается о том, что это сама смерть прислуживает Ромулу. Она, вроде как, и пришла за главой государства, но все еще с интересом наблюдает, чем закончится история столь человечного императора, императора, который не хочет войны, не хочет о ней даже думать, слышать и что-либо предпринимать, чтобы спасти государство. «Мир взрывают не вести, мир взрывают события, которые уже свершились, а вести лишь будоражат мир. Поэтому я предпочитаю их подольше не слышать», – так реагирует Ромул на прибывшего гонца со срочным донесением, отправляя его отдохнуть с дороги и говоря, чтобы приходил завтра.
Вот это и есть истинная цель Ромула: ценой своей жизни, дождавшись прихода германцев, разрушить погрязшую в войнах и низменных страстях империю, чтобы на ее развалинах другие люди построили новое, настоящее, сильное и великое государство.
«Я всю жизнь отдал на то, чтобы дождаться, когда Римская империя рухнет», – в какой-то момент Ромул раскроет свою цель.
Жену Ромула Юлию играет Яна Соболевская, которую, если не заглянул в программку, даже не сразу узнаёшь: лицо героини выбелено и поверх него нарисовано новое, вместо прически – белый платок. Она решительна, прекрасна и наслаждается жизнью. Их дочь Рея (Евгения Ивашова) – Пьеро в юбке (хотя в юбке здесь почти все). Рея ждет из плена возлюбленного Эмилиана (Владимир Логвинов), учит трагические пьесы. Но когда тот возвращается, даже не узнает его, хотя любовь в ней по-прежнему живет и настолько сильна, что по просьбе жениха, который, не успев прибыть из плена, тут же рвется в новый бой, Рея соглашается выйти замуж за богатого фабриканта штанов Цезаря Рупфа (Евгений Косырев). Ведь деньги помогут откупиться от наступающего вражеского войска. Но отец категорически против этого: во-первых, он хочет видеть дочь счастливой, во-вторых, он ждет прихода германцев, ждет своего свержения. Избавиться от наступающих хотят все: одни – призывая воевать, другие – откупиться, третьи – бежать. И все уговаривают Ромула решиться хоть на что-то. Тем, кто хочет уехать, он это позволяет (понимая, что никогда больше не увидит уезжающих дочь и жену), но война и откуп – не его вариант. Поэтому известие о том, что вражеское войско уже у дворца он воспринимает спокойно, прося слугу подать ему завтрак. Подав завтрак, слуга прощается с Ромулом, и прощается с императором не столько слуга, сколько смерть: в то время, когда ее ждут, она решает отступить. В лице Одноакра (Максим Севриновский), князя германцев, к Ромулу придет не его кончина, а человек, восхищающийся им и его настоящей душой. Одноакр тоже окажется куроводов, и их «куриный» разговор – одновременно и карикатурная, и душевная, и трагичная сцена в спектакле. Ведь Рим все равно падет…
Владимир Симонов играет свою роль, переключаясь от комичного к трагичному с совершенной легкостью, пронося в своем образе и политические мотивы, и человеческие, и философские, и душевные, невозмутимо задавая вопросы, но, не давая на них ответы, а оставляя возможность для раздумий. Актёр признался, что он сам для себя еще полностью не открыл своего героя, что еще не до конца знаком с ним, но уже сейчас чувствует мощь своей новой роли – императора, пытающегося найти ответ на вопрос о том, что важнее: человек, душа, государство?..
Ещё спектакль «Ромул Великий» стал одной из последних работ недавно ушедшего композитора Фаустаса Латенаса… И его музыка, как всегда в его театральных работах, важная часть постановки – она очень помогает спектаклю и буквально «подсвечивает» сцены: где-то она легковесная и игрива, а где-то – печальна и мрачна.
Вернемся ненадолго к началу. Спектакль начинается с того, что Ромул продаёт бюсты почивших императоров антиквару (Олег Форостенко). Ведь от ушедших правителей всегда остаются бюсты, которые частенько за ненадобностью сбываются в антикварные магазины или музеи. Что будут говорить о правителях через столетия, им самим будет уже неважно, главное для них – довести свои идеи до конца. А насколько они хороши для народа – это уже, по их мнению, не должно сильно волновать народ. Но народ – это всегда волновало, и будет волновать.
___
В спектакле участвуют: Владимир Симонов (Ромул, император Западной Римской империи); Яна Соболевская (Юлия, императрица, жена императора); Евгения Ивашова (Рея, принцесса, дочь императора); Владислав Демченко (Зенон, император Восточной Римской империи); Сергей Пинегин (Тулий Ротунд, премьер-министр); Олег Лопухов (Марес, военный министр); Евгений Косырев (Цезарь Рупф, фабрикант штанов); Олег Форостенко (Аполлион, антиквар); Виталийс Семёновс (Спурий Тит Мамма, префект кавалерии); Владимир Логвинов (Эмилиан, патриций, жених Реи); Максим Севриновский (Одноакр, князь германцев); Павел Юдин (Теодорих, племянник Одноакра); Павел Тэхэда Кардэнас (Филакс, актёр); Денис Бондаренко (повар); Артём Пархоменко (Пирам, камердинер); Кукла (Ахилл, камердинер).
Сценография и костюмы – Евгения Шутина. Художник по свету – Тарас Михалевский. Художник-гримёр – Ольга Калявина. Звуковой дизайн – Руслан Кнушевицкий.
___
Наталия Козлова
Фото: Елена Никитченко
___