Один день из жизни императора-куровода

В Театре им. Е. Вахтангова режиссер Уланбек Баялиев выпустил спектакль «Ромул Великий» Фридриха Дюрренматта, в котором одновременно есть и политический подтекст, и человеческая история. В постановке каждый увидит что-то свое: кто-то – ту самую политику, а кто-то – зов души человека.

В этом году исполняется сто лет со дня рождения Фридриха Дюрренматта и сто лет Вахтанговскому театру – это тоже подтолкнуто вахтанговцев обратиться к творчеству швейцарского прозаика и драматурга. В театре ранее была постановка по пьесе Дюрренматта – «Визит старой дамы». Она являлась частью спектакля-эпохи «Пристань» (реж. – Р. Туминас), и главную роль в ней исполняла н.а. СССР Юлия Борисова. Так что «Ромул Великий» – это второе обращение к Дюрренматту в Вахтанговской истории.

Императора в постановке играет народный артист России Владимир Симонов. Других вариантов на эту роль в театре, с достаточно большим количеством штатных актеров, даже не рассматривали. «Ну а кто, если не я?» – шутя, парировал вопрос о выборе его на главную роль Владимир Александрович. И это, действительно, так.

Артём Пархоменко, Владимир Симонов

Для режиссера Уланбека Баялиева «Ромул Великий» стал второй работой на сцене Вахтанговского театра. В 2016 году на Новой сцене (той же, где идёт «Ромул») он выпустил «Грозу» А. Н. Островского.

Уланбек Баялиев: «Пьеса «Ромул Великий» не обросла сценическими штампами, её нечасто вспоминают. Я воспринял её как вызов, она написана современно, остроумно, но нужен большой артист на главную роль. Я люблю работать с большими артистами, такие встречи важны для режиссёра. Владимир Симонов – один из немногих, кто в равной степени владеет и комическим, и трагическим жанрами и особенным юмором. Владимир Александрович заинтересовался текстом, начались репетиции, восторг от первого прочтения сменялся тотальным непониманием, как с этим быть? Мы назвали приёмы Дюрренматта «перельмановской игрой». Вроде всё просто, но это уже высшая математика, и решение задачи лежит в иной плоскости.

В конечном итоге это история не про императора Римской империи, она про нас, про театр. Это о человеке, у которого есть власть, и есть идея, замысел обустройства мира. Всё это надо перевести в пространство театра и увидеть послание Дюрренматта. Задача сложная и интересная».

Уланбек Баялиев (режиссёр спектакля)

Комедия «Ромул Великий» – третье сочинение величайшего драматурга послевоенного времени, была написана в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия». Дюрренматт сам себя называл «самым мрачным комедиографом из всех существующих». Автор пьесы считал комедию единственным жанром, который в состоянии отобразить современность.

Трагические уроки Второй мировой войны, ощущение бессмысленного бытия, несостоятельности надежды на изменение жизни сделали трагикомический фарс востребованным жанром. Ирония и парадоксальность отличают Дюрренматта, остро переживавшего несовершенства человека и абсурдность мироустройства.

Действие римской истории происходит на вилле императора Ромула в Кампанье. Время действия: с утра 15 до утра 16 марта 476 года от Рождества Христова.

Сергей Пинегин, Виталийс Семёновс, Владислав Демченко, Олег Лопухов

Спектакль преподнесен очень театрально, карикатурно. При этом краски спектакля довольно серы. Комизм проявляется через гротеск, интонации, диалоги. В начале спектакля император приходит завтракать, ведя себя, как уже давно отыгравший своё Арлекин. А завтракает он всегда яйцами. Ведь Ромул Август в этой истории, на первый взгляд, –  человек занимающийся куроводством, а не император Рима. Кажется, что ему абсолютно все равно как сложится дальнейшая судьба государства, которым он правит, для него важнее – как несутся куры. Ну, хотя бы не тиран – думается о последнем императоре, которого в истории окрестили «мелкий Август». А вот у Дюрренматта он «Великий», и правит не как его исторический прототип около года,  а целых 20 лет, поэтому давно устал. В императорском венке уже вместо 36 золотых листочков, которые были, когда он садился на трон, осталось пять (надо же где-то брать деньги, когда казна пуста), а через сутки не останется ни одного. Прислуживают императору двое слух Пирам (Артём Пархоменко) и Ахилл (кукла-скелет), причем человек носит куклу на спине, поворачиваясь при разговоре с Ромулом то человеческой стороной, то искусственной. Смотря на эти диалоги, сразу думается о том, что это сама смерть прислуживает Ромулу. Она, вроде как, и пришла за главой государства, но все еще с интересом наблюдает, чем закончится история столь человечного императора, императора, который не хочет войны, не хочет  о ней даже думать, слышать и что-либо предпринимать, чтобы спасти государство. «Мир взрывают не вести, мир взрывают события, которые уже свершились, а вести лишь будоражат мир. Поэтому  я предпочитаю их подольше не слышать», – так реагирует Ромул на прибывшего гонца со срочным донесением, отправляя его отдохнуть с дороги и говоря, чтобы приходил завтра.

Вот это и есть истинная цель Ромула: ценой своей жизни, дождавшись прихода германцев, разрушить погрязшую в войнах и низменных страстях империю, чтобы на ее развалинах другие люди построили новое, настоящее, сильное и великое государство.

«Я всю жизнь отдал на то, чтобы дождаться, когда Римская империя рухнет», – в какой-то момент Ромул раскроет свою цель.

Владимир Симонов, Яна Соболевская

Жену Ромула Юлию играет Яна Соболевская, которую, если не заглянул в программку, даже не сразу узнаёшь: лицо героини выбелено и поверх него нарисовано новое, вместо прически – белый платок. Она решительна, прекрасна и наслаждается жизнью. Их дочь Рея (Евгения Ивашова) – Пьеро в юбке (хотя в юбке здесь почти все). Рея ждет из плена возлюбленного Эмилиана (Владимир Логвинов), учит трагические пьесы. Но когда тот возвращается, даже не узнает его, хотя любовь в ней по-прежнему живет и настолько сильна, что по просьбе жениха, который, не успев прибыть из плена, тут же рвется в новый бой, Рея соглашается выйти замуж за богатого фабриканта штанов Цезаря Рупфа (Евгений Косырев). Ведь деньги помогут откупиться от наступающего вражеского войска. Но отец категорически против этого: во-первых, он хочет видеть дочь счастливой, во-вторых, он ждет прихода германцев, ждет своего свержения. Избавиться от наступающих хотят все: одни – призывая воевать, другие – откупиться, третьи – бежать. И все уговаривают Ромула решиться хоть на что-то. Тем, кто хочет уехать, он это позволяет (понимая, что никогда больше не увидит уезжающих дочь и жену), но война и откуп – не его вариант. Поэтому известие о том, что вражеское войско уже у дворца он воспринимает спокойно, прося слугу подать ему завтрак. Подав завтрак, слуга прощается с Ромулом, и прощается с императором не столько слуга, сколько смерть: в то время, когда ее ждут, она решает отступить. В лице Одноакра (Максим Севриновский), князя германцев, к Ромулу придет не его кончина, а человек, восхищающийся им и его настоящей душой. Одноакр тоже окажется куроводов, и их «куриный» разговор – одновременно и карикатурная, и душевная, и трагичная сцена в спектакле. Ведь Рим все равно падет…

Владимир Симонов

Владимир Симонов играет свою роль, переключаясь от комичного к трагичному с совершенной легкостью, пронося в своем образе и политические мотивы, и человеческие, и философские, и душевные, невозмутимо задавая вопросы, но, не давая на них ответы, а оставляя возможность для раздумий. Актёр признался, что он сам для себя еще полностью не открыл своего героя, что еще не до конца знаком с ним, но уже сейчас чувствует мощь своей новой роли – императора, пытающегося найти ответ на вопрос о том, что важнее: человек, душа, государство?.. 

Ещё спектакль «Ромул Великий» стал одной из последних работ недавно ушедшего композитора Фаустаса Латенаса… И его музыка, как всегда в его театральных работах, важная часть постановки – она очень помогает спектаклю и буквально «подсвечивает» сцены: где-то она  легковесная и игрива, а где-то – печальна и мрачна.

Вернемся ненадолго к началу. Спектакль начинается с того, что Ромул продаёт бюсты почивших императоров антиквару (Олег Форостенко). Ведь от ушедших правителей всегда остаются бюсты, которые частенько за ненадобностью сбываются в антикварные магазины или музеи. Что будут говорить о правителях через столетия, им самим будет уже неважно, главное для них – довести свои идеи до конца. А насколько они хороши для народа – это уже, по их мнению, не должно сильно волновать народ. Но народ – это всегда волновало, и будет волновать.

___

В спектакле участвуют: Владимир Симонов (Ромул, император Западной Римской империи); Яна Соболевская (Юлия, императрица, жена императора); Евгения Ивашова (Рея, принцесса, дочь императора); Владислав Демченко (Зенон, император Восточной Римской империи); Сергей Пинегин (Тулий Ротунд, премьер-министр); Олег Лопухов (Марес, военный министр); Евгений Косырев (Цезарь Рупф, фабрикант штанов); Олег Форостенко (Аполлион, антиквар); Виталийс Семёновс (Спурий Тит Мамма, префект кавалерии); Владимир Логвинов (Эмилиан, патриций, жених Реи); Максим Севриновский (Одноакр, князь германцев); Павел Юдин (Теодорих, племянник Одноакра); Павел Тэхэда Кардэнас (Филакс, актёр); Денис Бондаренко (повар); Артём Пархоменко (Пирам, камердинер); Кукла (Ахилл, камердинер).

Сценография и костюмы – Евгения Шутина. Художник по свету – Тарас Михалевский. Художник-гримёр – Ольга Калявина. Звуковой дизайн – Руслан Кнушевицкий.

___

Наталия Козлова

Фото: Елена Никитченко

Владимир Логвинов, Евгения Ивашова
Владислав Демченко, Евгений Косырев, Яна Соболевская

___