В Театре имени Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакль «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды в постановке автора. В спектакле в основном заняты актрисы старшего поколения труппы театра.
Пьесы Николая Коляды востребованы во многих театрах: их перечитывают, ставят, возобновляют, находят в них всё новые и новые смыслы, оттенки житейской мудрости, проникнутой юмором и любовью к людям. Пьеса «Баба Шанель» пользуется наибольшей популярностью. Она была написана в 2010 году в селе Логиново Свердловской области. В «Коляда-театре» (театр, созданный Николаем Колядой в Екатеринбурге) есть своя постановка этой пьесы, где играют лучшие артисты театра, а две женские роли достались мужчинам. На этом спектакле всегда полный зал. Но режиссёр отметил, что с вахтанговскими актерами и актрисами он старался не повторять постановку своего театра, а делал роли под индивидуальность каждого участвующего.
Николай Коляда: «Когда-то я сделал передачу для своей авторской программы «Чёрная касса» про ансамбль «Вдохновение» при Кировском районном обществе инвалидов в Екатеринбурге, в котором пели бабушки. Передача эта имела огромный успех. Она была про людей, которые не унывают, радуются жизни. Потом, спустя десять лет, я пересмотрел запись этой передачи, и вдруг понял, что почти все мои героини уже умерли. Я подумал, что нужно что-то сделать в память о них, подарить им бессмертие. Потому что они были изумительные. В этом ансамбле «Вдохновение» была одна бабушка-инвалид, которая не унывала, смеялась и говорила: «Наши песни слушают, и думают про нас: «Какие убогие, а ещё и поют!».
Я написал об этих женщинах пьесу «Баба Шанель». Пьесу много ставят, потому что, думаю, она про людей и о старости, которая ждёт нас всех, и о том, что старикам надо многое уметь прощать, жалеть их и терпеть.
Я работаю с замечательными вахтанговскими актрисами старшего поколения. Я вижу, как у них «горят глаза» на репетиции, с каким невероятным энтузиазмом они работают. Я влюбился в мой ансамбль «Наитие» и хочу подарить этим актрисам радость. А ещё хочу сделать такой спектакль, чтобы зрители много смеялись, а в финале утирали бы слёзы…»
Пьеса начинается с застолья, посвященного 10-летию самодеятельного ансамбля «Наитие» во Дворце Культуры, где находится общество глухих. В составе ансамбля пять актрис с теми или иными отклонениями в здоровье, а также они все уже в почтенном возрасте. Руководит ансамблем баянист – единственный мужчина в составе «Наития», он моложе участниц. Когда все пируют, отмечают, радуются новым костюмам и тому, как их принимал зритель, а также не упускают случая подколоть друг друга (женский же коллектив), руководитель ансамбля Сергей Сергеевич сообщает, что с этого дня в «Наитии» будет новая участница, причем берет он её сразу на роль солистки.
«Баба Шанель» – это комедия, но комедия, которая заканчивается слезами и раздумьями о том, что всех нас ждет, – о старости. Какой она будет – не знает никто. Так что женщинам из ансамбля «Наитие» повезло: в своем возрасте они чувствуют свою нужность. Этот спектакль о том, что любому человеку, вне зависимости от возраста, хочется жить и любить. Ведь и актрисы, участвующие в новом спектакле Театра Вахтангова, уже не могут играть Джульетту, Дездемону и Татьяну Ларину. Но у Николая Коляды, пишущего про простых людей, всегда найдутся пьесы для того, чтобы уже не молодые актрисы могли показывать свой талант, могли передавать знания молодому поколению и вызывать зрительские эмоции.
Сцену для спектакля «Баба Шанель» оформил штатный художник Театра Вахтангова Максим Обрезков. На заднике – яркая, красивая мозаика, на которой изображены мужчина и женщины во время сбора урожая яблок. В центре сцены – банкетный стол. На столе блюда, которые советские люди привыкли видеть во время застолья: винегрет, селедка, салаты, колбаса, грибы, сыр, фрукты. А также на сцене то, что можно найти на складах любого ДК: ненужные картины, магнитофон, вазы, вешалка, фортепиано и даже бюсту Ленина нашлось место. Ну а в каком ДК подобных бюстов не было? Да и сейчас, наверное, где-то еще лежат.
Актеры играют в искрящихся золотистых костюмах, а баянист хвалится вышивкой на пиджаке, лишь новая солистка выделяется на общем фоне. Паркет, который используется в спектакле, остался от постановки Юрия Любимова «Бесы». Николай Коляда отметил, что использование этого паркета для него стало символом, означающим, что жизнь продолжается.
Николай Коляда: «Я очень доволен результатом. Хотя мне актеры говорили на репетициях, что они так быстро никогда не работали.
Нужны спектакли для фестивалей, а нужны и те, на которые ходит зритель. Я люблю ставить про человека, про его душу и эмоции. Это же самое замечательно, когда актрисы просто разговаривают, а оторваться невозможно. Для меня также важно, сколько продано билетов. Зритель голосует рублём. В репертуаре должны быть спектакли, на которых люди смеются, а не только рассказывающие о том, как мы плохо живём. Театр – это, прежде всего, развлечение. В нашем спектакле люди два часа смеются, а в финале плачут, потому что это спектакль про нас всех.
Это абсолютно современная история про сегодняшний день. Таких ансамблей, как «Наитие», по стране миллионы».
Элеонора Шашкова: «Хочется играть свой возраст. Но не верьте, когда говорят, что у каждого возраста свои прелести. Ничего хорошего в старости нет».
Агнесса Петерсон: «Я придерживаюсь принципа: никогда не противься природе. Этому меня научил Юрий Яковлев. Он сам всегда так жил».
Федор Воронцов: «Мне было внутренне радостно, светло, честно и чисто репетировать со своими партнершами. Мне даже казалось, что они душой гораздо моложе меня, а у меня старая душа».
В спектакле заняты: з.а. России Елена Ивочкина / з.а. России Ольга Чиповская (Капитолина Петровна); з.а. России Агнесса Петерсон (Сара Абрамовна); Ирина Дымченко / з.а. России Элеонора Шашкова (Ираида Семёновна); з.а. России Светлана Йозефий (Нина Андреевна); Елена Мельникова / Вера Новикова (Тамара Ивановна); з.а. России Наталья Масич (Роза Николаевна); Фёдор Воронцов / з.а. России Андрей Зарецкий / з.а. России Сергей Пинегин (Сергей Сергеевич, баянист).
—
Наталия Козлова
Фото: Елена Никитченко
___