Николай Коляда поставил в Театре Вахтангова спектакль по своей пьесе

В Театре имени Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакль «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды в постановке автора. В спектакле в основном заняты актрисы старшего поколения труппы театра.

Пьесы Николая Коляды востребованы во многих театрах: их перечитывают, ставят, возобновляют, находят в них всё новые и новые смыслы, оттенки житейской мудрости, проникнутой юмором и любовью к людям. Пьеса «Баба Шанель» пользуется наибольшей популярностью. Она была написана в 2010 году в селе Логиново Свердловской области. В «Коляда-театре» (театр, созданный Николаем Колядой в Екатеринбурге) есть своя постановка этой пьесы, где играют лучшие артисты театра, а две женские роли достались мужчинам. На этом спектакле всегда полный зал. Но режиссёр отметил, что с вахтанговскими актерами и актрисами он старался не повторять постановку своего театра, а делал роли под индивидуальность каждого участвующего.

Николай Коляда

Николай Коляда: «Когда-то я сделал передачу для своей авторской программы «Чёрная касса» про ансамбль «Вдохновение» при Кировском районном обществе инвалидов в Екатеринбурге, в котором пели бабушки. Передача эта имела огромный успех. Она была про людей, которые не унывают, радуются жизни. Потом, спустя десять лет, я пересмотрел запись этой передачи, и вдруг понял, что почти все мои героини уже умерли. Я подумал, что нужно что-то сделать в память о них, подарить им бессмертие. Потому что они были изумительные. В этом ансамбле «Вдохновение» была одна бабушка-инвалид, которая не унывала, смеялась и говорила: «Наши песни слушают, и думают про нас: «Какие убогие, а ещё и поют!».

Я написал об этих женщинах пьесу «Баба Шанель». Пьесу много ставят, потому что, думаю, она про людей и о старости, которая ждёт нас всех, и о том, что старикам надо многое уметь прощать, жалеть их и терпеть.

Я работаю с замечательными вахтанговскими актрисами старшего поколения. Я вижу, как у них «горят глаза» на репетиции, с каким невероятным энтузиазмом они работают. Я влюбился в мой ансамбль «Наитие» и хочу подарить этим актрисам радость. А ещё хочу сделать такой спектакль, чтобы зрители много смеялись, а в финале утирали бы слёзы…»

Пьеса начинается с застолья, посвященного 10-летию самодеятельного ансамбля «Наитие» во Дворце Культуры, где находится общество глухих. В составе ансамбля пять актрис с теми или иными отклонениями в здоровье, а также они все уже в почтенном возрасте. Руководит ансамблем баянист – единственный мужчина в составе «Наития», он моложе участниц. Когда все пируют, отмечают, радуются новым костюмам и тому, как их принимал зритель, а также не упускают случая подколоть друг друга (женский же коллектив),  руководитель ансамбля Сергей Сергеевич сообщает, что с этого дня в «Наитии» будет новая участница, причем берет он её сразу на роль солистки.

«Баба Шанель» – это комедия, но комедия, которая заканчивается слезами и раздумьями о том, что всех нас ждет, – о старости. Какой она будет – не знает никто. Так что женщинам из ансамбля «Наитие» повезло: в своем возрасте они чувствуют свою нужность. Этот спектакль о том, что любому человеку, вне зависимости от возраста, хочется жить и любить. Ведь и актрисы, участвующие в новом спектакле Театра Вахтангова, уже не могут играть Джульетту, Дездемону и Татьяну Ларину. Но у Николая Коляды, пишущего про простых людей, всегда найдутся пьесы для того, чтобы уже не молодые актрисы могли показывать свой талант, могли передавать знания молодому поколению и вызывать зрительские эмоции.

Сцену для спектакля «Баба Шанель» оформил штатный художник Театра Вахтангова Максим Обрезков. На заднике – яркая, красивая мозаика, на которой изображены мужчина и женщины во время сбора урожая яблок. В центре сцены – банкетный стол. На столе блюда, которые советские люди привыкли видеть во время застолья: винегрет, селедка, салаты, колбаса, грибы, сыр, фрукты. А также на сцене то, что можно найти на складах любого ДК: ненужные картины, магнитофон, вазы, вешалка, фортепиано и даже бюсту Ленина нашлось место. Ну а в каком ДК подобных бюстов не было? Да и сейчас, наверное, где-то еще лежат.

Актеры играют в искрящихся золотистых костюмах, а баянист хвалится вышивкой на пиджаке, лишь новая солистка выделяется на общем фоне. Паркет, который используется в спектакле, остался от постановки Юрия Любимова «Бесы». Николай Коляда отметил, что использование этого паркета для него стало символом, означающим, что жизнь продолжается.

Николай Коляда«Я очень доволен результатом. Хотя мне актеры говорили на репетициях, что они так быстро никогда не работали.

Нужны спектакли для фестивалей, а нужны и те, на которые ходит зритель. Я люблю ставить про человека, про его душу и эмоции. Это же самое замечательно, когда актрисы просто разговаривают, а оторваться невозможно. Для меня также важно, сколько продано билетов. Зритель голосует рублём. В репертуаре должны быть спектакли, на которых люди смеются, а не только рассказывающие о том, как мы плохо живём. Театр – это, прежде всего, развлечение. В нашем спектакле люди два часа смеются, а в финале плачут, потому что это спектакль про нас всех.

Это абсолютно современная история про сегодняшний день. Таких ансамблей, как «Наитие», по стране миллионы».

Элеонора Шашкова: «Хочется играть свой возраст. Но не верьте, когда говорят, что у каждого возраста свои прелести. Ничего хорошего в старости нет».

Агнесса Петерсон«Я придерживаюсь принципа: никогда не противься природе. Этому меня научил Юрий Яковлев. Он сам всегда так жил».

Федор Воронцов«Мне было внутренне радостно, светло, честно и чисто репетировать со своими партнершами. Мне даже казалось, что они душой гораздо моложе меня, а у меня старая душа».

В спектакле заняты: з.а. России Елена Ивочкина / з.а. России Ольга Чиповская (Капитолина Петровна); з.а. России Агнесса Петерсон (Сара Абрамовна); Ирина Дымченко / з.а. России Элеонора Шашкова (Ираида Семёновна); з.а. России Светлана Йозефий (Нина Андреевна); Елена Мельникова / Вера Новикова (Тамара Ивановна); з.а. России Наталья Масич (Роза Николаевна); Фёдор Воронцов / з.а. России Андрей Зарецкий / з.а. России Сергей Пинегин (Сергей Сергеевич, баянист).

Наталия Козлова

Фото: Елена Никитченко

___