Ничто не вечно под луной

Если буревестник – предвестник бури, то Шекспир в Театре Вахтангова – это уже буря, а «Король Лир» в постановке Юрия Бутусова на сцене Театра Вахтангова – это космическая буря. В конце февраля, в последнее полнолуние этой зимы, состоялась масштабная премьера – первая премьера 100-го сезона Театра им. Е. Вахтангова на Основной сцене – «Король Лир» У. Шекспира в постановке главного режиссера театра Юрия Бутусова, в переводе Бориса Пастернака, с включением сонетов английского драматурга в переводе Самуила Маршака.

Мне всегда казалось, что поставить один и тот же литературный материал одному режиссеру, но совершенно по-разному, – если невозможно, то уж точно очень сложно. Но Юрию Николаевичу Бутусову подвластно если не всё, то многое. Шекспир и Бутусов – для театра нашего времени два понятия совершенно неразделимые. В его режиссёрской истории есть два различных «Макбета» (хоть первый и был по адаптации Э. Ионеско), два «Гамлета» – и при этом «Гамлет», три года назад поставленный в Театре им. Ленсовета, совершенно не имеет ничего общего с тем, который шел в МХТ им. Чехова (2005 г.). Теперь же в шекспировской истории Юрия Бутусова появился второй «Король Лир». И снова – это совершенно иное высказывание, не имеющее ничего общего с сатириконовским «Лиром» (2006 г.), в котором главную роль играл Константин Райкин.

Фото: Валерий Мясников / Театр Вахтангова

В год своего 100-летия прославленная сцена на Арбате приняла новую постановку шекспировской трагедии. Постановку, которая потрясает, завораживает, уносит в другие миры – космические, но при этом и заставляет задуматься. «Король Лир» для Юрия Бутусова – это десятая творческая работа по Шекспиру в России и вторая на сцене Театра им. Вахтангова (первым был спектакль «Мера за меру», 2010 г.).

С 2000 по 2020 годы в Вахтанговском состоялось шесть премьер по Шекспиру, в том числе «Лир» в постановке В. Мирзоева (2003 г.). В XX веке у вахтанговцев были десятилетия увлечения Шекспиром, чередовавшиеся с периодами, когда новых шекспировских постановок не бывало в афише по 20 лет. Иные театры могли похвастаться бо̒льшим числом шекспировских спектаклей, но в Театре Вахтангова их ставили первые имена русской режиссуры: Николай Акимов («Гамлет», 1932 г.), Борис Захава («Гамлет», 1958 г.), Евгений Симонов («Два веронца», 1956 г., «Антоний и Клеопатра», 1971 г.), Римас Туминас («Троил и Крессида», 2008 г.).

Юрий Поляк, Артур Иванов, Ольга Тумайкина.
Фото: Ольга Кузякина / Театр Вахтангова

Главную роль в спектакле исполняет Артур Иванов, который уже работал с Бутусовым – он играет в его постановке «Бег» по М. Булгакову генерала Чарноту, и  играет очень ярко. Ничуть не бледнее Чарноты, а даже мощнее и сильнее, с выходом на новую планку мастерства и взаимопонимания актера и режиссёра, стала для Артура роль в «Лире». И, несмотря на возраст актёра (35 лет), этот образ ему подошел идеально. В постановках Юрия Бутусова возраст часто не важен. Лир Артура – это уставший, но уверенный в своих решениях человек, уходящий на пенсию, убеждённый в том, что его «любимые» (ну они же такими красивыми словами говорят, как любят) дочки продолжат управлять государством с достоинством. А младшая, которая для него была до этих пор самой дорогой, оказывается и льстить не умеет, и красиво изъясняться не хочет, и красноречием не обладает, обойдется без наследства – не велика потеря. Это позже будут рОковые и роковЫе танцы в агонии на углях, но в начале истории кажется, что впереди только нега и свободное движение жизни под ритм легкого джаза. Но все окажется совсем не так: королевства уже нет, дочерям отец не нужен, друга и младшую дочь он прогнал сам. Постепенно, сцену за сценой, Лир будет сходить с ума, пытаясь, уйдя в себя, уйти и от мысли о том, что, прожив почти всю жизнь, он так и не научился разбираться в людях, тем более в родных. И вот у него земля уходит из-под ног, равновесие нарушается, буря приближается, Луна нависает, небо давит, попытки укрыться безуспешны. И Лир с «первыми встречными» (он так думает) людьми (даже не подозревая, что порой самыми близкими и верными остаются те, кого сам прогнал), как труппа бродящих артистов, бредет на встречу к гибельным рубежам, неся белые шарики, словно символ еще живущей надежды на лучшее.

Фото: Валерий Мясников / Театр Вахтангова

Постановки Юрия Николаевича – это трагедия с налетом комичности, его герои в «Лире» – грустные клоуны. И не просто грустные, а страдающие, драматичные, но всё-таки клоуны, поэтому и сами улыбаются, и найдут способ заставить улыбнуться зрителя, смотрящего трагедию. Даже шут и тот шутит цинично, а, выступая судьёй, судит строго. Роль шута, как и роль Корделии, исполняет Евгения Крегжде. Бутусов решил объединить двух героев в одной роли, в одной актрисе, ведь шут появляется ровно тогда, когда Корделия выходит замуж и уезжает; а исчезает, когда она возвращается, чтобы помочь отцу. Да и во времена Шекспира эту роль исполнял один актер. Шут – это и внутренний соратник, советник короля, и будто ангел-хранитель, посланный его младшей дочерью. Евгения меняет образы молниеносно, и органична в каждом из них, её не всегда сразу узнаешь: то она выходит прекрасной дамой, то доброй дочкой, то бойким парнишкой, то величественной королевой, то клоуном. В противопоставление Корделии режиссёр вывел на первый план Эдмонда (Сергей Волков). Выбеленное лицо, темная небритость, красные глаза, блестящий пиджак – он здесь не просто грустный клоун, как все. Он – демонический вершитель судеб, играющий, как на клавишах рояля, своим окружением, стремящийся добиться власти, не щадя ни брата (Василий Симонов/Юрий Поляк), ни отца (Виктор Добронравов) – самого доброго и любящего его человека, верящего каждому его слову. Порой кажется, что эта любовь вполне взаимна, но Эмонду нужно добиться своего, а любовь, пусть даже к отцу, – помеха. Сергей Волков настолько актер режиссёра Бутусова, что когда наблюдаешь за его игрой, появляется мысль о том, что его существование на сцене в чем-то схоже с существованием другого актера, когда-то много игравшего у Бутусова, – Константина Хабенского. Это не копирование, это просто сходство.

Яна Соболевская, Сергей Волков.
Фото: Ольга Кузякина / Театр Вахтангова

Не меньшего внимания заслуживают и остальные герои, здесь все – звенья одной цепи – планеты мира Бутусова. И надёжный граф Кент (Валерий Ушаков), и наивный Эдгар (Василий Симонов/Юрий Поляк), и коварная Гонерилья (Яна Соболевская) быстро взявшая в свои руки руководство делами мужа Альбани (Владимир Логвинов), и вторящая ей интриганка сестра Регана (Ольга Тумайкина) с таким же, как она, жестоким мужем Корнуэлом (Ян Гахарманов), и хитрый слуга Освальд (человек-оркестр Юрий Цокуров).

В этой шекспировской фантасмагории, как часто бывает в спектаклях Бутусова, вновь преобладает черный цвет – цвет, на котором театральными инструментами можно нарисовать, что угодно. А уж для этого спектакля, где вселенная, отношения людей, чувства людей, родство людей катятся в бездну, черный цвет, как никогда, «говорящий», но эта чернота обладает блеском, который её и усиливает, и отзеркаливает, чтобы смотрящиеся в нее, могли увидеть себя. И еще два важных цвета спектакля – это белый и красный. Красное пальто и гольфы у Лира, красная кровь течет по рукам и лицам героев, красные глаза, уставшие от обмана. А белые – это, в первую очередь, шары надежды, которые, увы, лопаются.

Евгений Крегжде.
Фото: Ольга Кузякина / Театр Вахтангова

Гротеск, фарс спектакля Бутусова является отражением боли рушащегося мира. Он усиливает трагедию, привнося комические ноты. В «Лире» много музыки, сильной музыки, громкой музыки (Юрий Николаевич в полной мере использовал обновленное к началу сезона звуковое и световое оборудование театра), музыки, которая усиливает восприятие, когда уже сложно говорить словами. Музыка и свет – два таких же действующих персонажа, как и все остальные герои.

В спектакле много и живой музыки. Юрий Цокуров играет на трубе (говорят, освоил специально к спектаклю), Виктор Добронравов сел за ударные, Сергей Волков встал за рояль. Когда не хватает слез и уже невозможно кричать, танцуй, играй и пой – именно так живут герои Лира. Не факт, что ситуация изменится, но хотя бы чуть-чуть легче стать должно, потому что часть боли можно выплеснуть через физику тела. Кто знает, может, есть еще места, где всем будет хорошо, тепло, и рукопожатие близкого человека – не будет являться чем-то исключительным и уникальным, а будет очень-очень родным.

Юрий Бутусов: «Я думаю, сейчас время Шекспира, время потерь, потрясений, колоссальных изменений в технике, рождения новых «звуков», «смыслов», новая буря…».

___

Наталия Козлова

Заглавное фото: Валерий Мясников / Театр Вахтангова

___

Яна Соболевская, Виктор Добронравов, Ольга Тумайкина.
Фото: Ольга Кузякина / Театр Вахтангова

Вместе с Юрием Бутусовым над спектаклем творили: Максим Обрезков (художник-постановщик), Александр Сиваев (художник по свету), Александр Матвеев (ассистент художника по свету), Николай Реутов (балетмейстер), Андрей Мирный (звукорежиссёр), Евдокия Прошакова, Ирина Громова (помощники режиссёра).

В спектакле участвуют: Артур Иванов (Лир), Виктор Добронравов (Глостер), Сергей Волков (Эдмонд), Василий Симонов/Юрий Поляк (Эдгар), Валерий Ушаков (Кент), Евгения Крегжде (Корделия, Шут), Юрий Цокуров (Освальд), Юрий Поляк/Василий Симонов (Француз), Ян Гахарманов (Корнуэл), Денис Бондаренко/Владимир Логвинов (Герцог Бургундский), Владимир Логвинов/Денис Бондаренко (Альбани), Яна Соболевская (Гонерилья), Ольга Тумайкина (Регана).

Валерий Ушаков.
Фото: Валерий Мясников / Театр Вахтангова
Валерий Ушаков, Артур Иванов, Ян Гахарманов, Юрий Цокуров, Виктор Добронравов, Василий Симонов.
Фото: Ольга Кузякина / Театр Вахтангова

Галерея: Фото 1-7 – Ольга Кузякина / Театр Вахтангова; 8 и 9 – Валерий Мясников / Театр Вахтангова

___