Нет ничего выше любви

Вы задавали себе когда-нибудь вопрос «Можно ли жить без любви?». Наверняка, задавали. А в каком возрасте? Уж точно не в десять лет. В спектакле «Вся жизнь впереди» Театра С.А.Д. этим вопросом задается мальчик, предлагая взрослым вместе с ним поискать ответ.

В Театре С.А.Д., который находится в пальмовой оранжереи «Аптекарского огорода», идёт необычный спектакль «Вся жизнь впереди» по одноименному роману Эмиля Ажара (Ромена Гари). Французский писатель за этот роман получил вторую Гонкуровскую премию – беспрецедентный случай в истории премии, которая может быть присуждена лишь один раз в жизни. Инсценировку романа написал Валерий Ушаков, а поставил его на сцене театра С.А.Д. режиссёр Виктор Алфёров.

О чем же этот роман? О том, что старая еврейка Мадам Роза (замечательная Ольга Прихудайлова), пережившая Освенцим, открыла на окраине Парижа приют для детей, родителям которых некогда ими заниматься, и они готовы платить за их содержание. В первую очередь – это дети женщин, торгующих своим телом, которые, как объясняет Мадам Роза малышам, «борются за жизнь». Когда-то она и сама «боролась за жизнь», – боролась сначала в немецком лагере, потом в мирной жизни, и сейчас не перестает бороться. Среди детей в приюте у неё находится мальчик-араб Мохамед – сокращенно Момо (пронзительный Кирилл Рубцов). Его когда-то отдал в приют отец, и в определенный момент за него перестали приходить деньги, но Мадам Роза полюбила мальчика и оставила жить с собой.

Смотря «Вся жизнь впереди», видишь на сцене много пестрого, будто на белом полотне нарисовали яркими красками. Даже занавес состоит из разноцветных лоскутов. Когда занавес открывается, за ним висит гамак из цветных лент, на котором сидит Мадам Роза, – женщина необъятных размеров (размеры созданы благодаря поролоновому костюму), в яркой одежде, с ярким гримом, с красными губами и огромными ресницами-перышками. На сцене – много бус, туфель, сумок. Столько яркости, гротеска, бутафории обрушивается на зрителя, что трагедия, заложенная в спектакле, от яркости чувствуется ещё острее. Это как, когда человек, пытаясь скрыть боль внутри, на публике чересчур весел, и никто не знает, как тяжело ему, когда он останется один. Так и спектакль ведёт зрителя по судьбам людей парижской истории, чтобы в конце оставить с самим собой наедине и дать подумать.

Почти все герои в спектакле, кроме мальчика Момо, – это маски (Анастасия Масленникова, Сергей Савлук). Даже когда они без реальных масок, они всё равно маски. Зритель всех видит глазами главного действующего персонажа, узнает про героев со слов мальчика.

Повествование периодически прерывается французским шансоном, исполняемым под гитару Алёной Муратовой, все сильнее и сильнее натягивающим душевную струну в течение спектакля.

Спектакль поставлен в виде интервью, которое берут у 10-летнего мальчика Момо, рассказывающего о своей жизни у Мадам Розы, о свои мечтах, о своих взглядах на жизнь, которые, не смотря на его возраст, уже далеко не детские. Настолько не детские, что в какой-то момент Момо даже задается вопросом о том, сколько же ему лет на самом деле? 10, 14, 20, 30 или, может, 42? Назовет свой реальный возраст исполнитель роли Момо Кирилл Рубцов. Да, мальчика здесь играет взрослый актёр. Но как он его играет! Одет он, в отличие от остальных гротескно-масочных героев, в черно-белый костюм. Кирилл Рубцов не кривляется, не изменяет голос, не пытается играть по-детски, он просто достает из своего внутреннего жизненного багажа чувства, эмоции, и то восприятие мира, которое есть у ребенка, и которое, увы, мы с годами теряем. Детский страх и любовь, детские надежды и мечты, детские вопросы у актёра выражаются через мимику, через взгляд. В его глазах можно прочесть и любовь, и радость, и боль, и даже мысли ребёнка.

Момо всё свое детство ищет маму, пытаясь её разглядеть в каждой встречной женщине, постепенно понимая, что для него является мамой именно Мадам Роза, просто та сдерживает свою любовь, – прошлое научило её терпеть и не давать волю чувствам. Ведь взрослые становятся сдержаннее в чувствах, уже не радуются мелочам, а всё время «борются за жизнь». Каждый за свою, и своими методами. Дети же просто ещё не знают другой жизни, кроме той, которая у них есть, – они счастливы в предлагаемых обстоятельствах, принимая обстоятельства такими, какие они есть. Дети любят тех, с кем им хорошо, и любят не за что-то, а просто потому, что этот человек дан им судьбой, интересуется его проблемами, готов разделить его радости. Так и мальчик Момо любит женщину, воспитавшую его, и до её смерти остаётся рядом. Он взрослеет раньше своего возраста, и уже сам начинает бороться за жизнь. За время спектакля так проникаешься историей персонажей на сцене, что в конце уже не можешь сдержать слёз, которые накатываются на глаза одновременно со слезами главного героя.

И именно в конце спектакля звучит ответ на вопрос, заданный в начале: «Можно ли жить без любви?». И этот ответ: «Жить нельзя, когда любить некого». Ведь даже понятие красоты часто зависит от чувства, — если человек уже далеко не молод и не здоров, он для любящего будет оставаться самым красивым и родным, и не обязательно эта красота должна быть внешней. Как сказал один из героев Оскара Уайльда: «Если человек мне нравится, то всё, в чем он себя проявляет, я нахожу прекрасным». Так и с любовью, – если человека любишь, то он будет для тебя прекрасным всегда, и всегда будет дорог таким, какой он есть.

На днях в беседе услышала фразу: «Нет ничего выше любви», и сразу вспомнила историю о Мадам Розе и мальчике Момо, которой пытался понять степень важности этого чувства в жизни человека. А степень-то наивысшая!

Наталия Козлова

Фотограф Елена Никитченко

*Первичная публикация состоялась в интернет-издании «Мир женской политики»: http://www.wpolitics.ru/net-nichego-vyshe-lyubvi/

___