Несколько дней в театре «Геликон-опера» искали обладательницу «башмака из хрусталя»

В театре «Геликон-опера» прошел показ премьерного блока «Золушки». Мировая премьеры оперы на музыку композитора Леонида Вайнштейна, ученика Кара Караева,  состоялась в 1985 году в Баку в Азербайджанском академическом Театре оперы и балета. Спустя 35 лет театр «Геликон-опера» решил на сцене зала «Стравинский» выпустить свою версию этой истории и сделать такую постановку, чтобы она была интересна и взрослым, и детям.

За воплощение этой задумки взялись режиссёр-постановщик Илья Ильин, дирижёр-постановщик Ялчин Адигезалов, художник-постановщик Игорь Нежный, художник по костюмам Татьяна Тулубьева, художник по свету – Денис Енюков, хореограф Эдвальд Смирнов, художники по видеоанимации Александр Андронов и Кирилл Маловичко. Руководитель постановки – худрук «Геликона» Дмитрий Бертман.

Геликоновская «Золушка» получилась легкой, воздушной и яркой, под стать музыке Леонида Вайнштейна. С запоминающимися мелодиями, восточными мотивами, сольными партиями для артистов и инструментов, которые на самом деле для исполнения не так просты, как кажется. Разве что не хватило полноценной романтичной арии для главных героев. Зато волшебства в постановке «Геликона», благодаря голографическим технологиям, предостаточно. Уж в первом акте точно!

Само действие начинается на современной кухне, такой же, как у многих из нас дома. Только вот на ней ещё и камин присутствует. Должна же откуда-то браться зола, которая и стала основой для имени героини известной сказки. На кухне работает современный телевизор, показывающий известный фильм 1947 года с Яниной Жеймо в главной роли. Кстати, позже по телевизору покажут и новости, в которых обязательно будет репортаж о таком важном событии в королевстве, как бал. В постановке «Геликона» Золушка (артистичное сопрано Лидия Светозарова*) – это обычная современная девушка,  но и у нее есть злостная мачеха – гротескная, но при этом обаятельно исполненная одним из ведущих басов театра Алексеем Дедовым, и две сестрицы-кривляки – Жавотта (Ольга Давыдова) и Гортензия (Мелания Заридзе). А из друзей у Золушки только бытовая утварь: Тетушка Метла (Оксана Осадчая), Сварливая Кочерга (Юлия Горелова), Дядюшка Утюг (Антон Куренков) и Отважный Чайник (Антон Фадеев). Вместо феи-крестной в «Золушке» – Сказочник, он же Волшебник, он же Шут, он же главный рассказчик сказки в исполнении бархатного баритона Дмитрия Янковского.

После отъезда матери и сестер на бал, когда Золушка остается на кухне одна, стены помещения раздвигаются и волшебным образом, поражающим воображение не только детского, но и взрослого зрителя, на сцене появляется месяц и звездное небо. И где-то там – на млечном пути – происходит разговор Золушки с волшебником, изменившим её жизнь. Где-то там тыква прямо на глазах зрителей превращается в карету, а мыши, вырастая и видоизменяясь, – в четверку белых лошадей. И, благодаря волшебству, Золушка оказывается в чудесном сверкающем платье и хрустальных туфельках.

Во втором действие главным местом событий становится дворец, в центре которого возвышается мост и высокие часы. Как всегда на балу присутствуют танцы, смех, радости и конфузы. Но главное – это то, что Принц (Иван Волков) встречает Золушку, а дальше всё как в известной сказке: полночь и потеря хрустального башмачка. За поиском невесты Принц с Шутом (он же Сказочник, он же Волшебник) даже спускаются в зрительный зал  и предлагают девушкам примерить «башмак из хрусталя» – именно так поет Сказочник. В результате, как и во многих волшебных историях, – любовь и добро восторжествуют, а любящие люди встретятся.

Опера получилась настолько доступной любому зрителю, что детям не приходится скучать, а взрослым становится самим интересно наблюдать за перипетиями героев. Постановка и красива, и музыкальна. Это практически шоу, балансирующее между оперой и мюзиклом, свободное от претензий на высокое классическое искусство, и в то же время сложная и самодостаточная постановка, несущая зрителям праздник, добро и приобщение к оперному и театральному искусству. Подобную волшебную историю, наверное, могли поставить только в «Геликон-опере».

*В спектакле разные составы. В публикации упоминаются артисты, которые участвовали, когда постановку смотрел автор этого текста.

Наталия Козлова

Фото: Елена Никитченко

___