«Надо любить», – завещала героиня Светланы Крючковой со сцены МХАТа Горького

В конце июня в Москве в честь Дня рождения народной артистки России Светланы Крючковой состоялись гастроли Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова на сцене МХАТ им. М. Горького. Московский зритель смог увидеть и оценить два спектакля с участием Светланы Николаевны в постановке режиссера Романа Мархолиа: «Игрок» и «Жизнь впереди». «Жизнь впереди» – достаточно недавняя премьера БДТ, особенно, если учесть тот карантинный перерыв, которому подверглись все театры. Спектакль был выпущен к 100-летию БДТ – премьера состоялась два года назад – 19 июня 2019 г.

В основу постановки положен роман Ромена Гари «Вся жизнь впереди», опубликованный под псевдонимом Эмиль Ажар и удостоенный Гонкуровской премии – высшей литературной премии Франции, которую автор может получить только один раз в жизни. Но благодаря махинации со сменой имени и фамилии, Ромен Гари умудрился получить её дважды.

Из названия спектакля сознательно убрали первое слово литературного источника, чтобы не было ассоциации с известной советской песней. В основе сюжета романа, а, следовательно, и спектакля – история отношений польской еврейки, пережившей Освенцим, бывшей проститутки, а ныне содержательницы приюта для детей падших женщин, Мадам Розы (Светлана Крючкова) и её воспитанника, арабского мальчика Мохаммеда, которого она зовет просто Момо (Иван Федорук). Остальные роли исполняют: Сергей Стукалов (Мадам Лола), Семён Мендельсон (Доктор Кац), Андрей Аршинников (Юсеф Кадир), Максим Бравцов (Месье Хамиль), Екатерина Старателева (Надин) и др..

Мудрецы и блудницы, сутенеры и бандиты разных мастей живут одной большой семьей в эмигрантском квартале Парижа. И все они встречаются у Мадам Розы на крыше дома (художник-постановщик – Владимир Ковальчук), где она, словно Ной, на своем ковчеге, под одной крышей (а на крыше крыша – это уже небо), собирает тех, кто становится не нужен обществу.

Бывшая проститутка, а ныне содержательница детского приюта, Мадам Роза борется за жизнь изо всех сил, не испытывая никаких иллюзий насчет доброты окружающего мира. Она знает твердо — пока жизнь продолжается, битва не окончена и «все еще впереди». Этому она учит и своего воспитанника Момо, с которым у неё сложились близкие душевные отношения: она заменила ему мать, а он стал для неё приемным сыном.

Роман Мархолиа, режиссер:

«О чем наш спектакль? Это история из жизни арабского мальчика Момо и старой эксцентричной еврейки Мадам Розы, чьи непростые отношения сложились в пронзительную и нежную мелодию любви. Это притча о «Ноевом ковчеге», в котором спасаются те, кто безнадежно оторвался от родного берега и взывает о помощи. На сцене достаточно сложные декорации, делающие из сцены крышу дома, а  на заднике располагается экран с проекциями. Это история о бегстве из удушающей реальности в мир собственных фантазий, об ужасах прошлого и безграничном восторге перед хрупкой красотой Жизни».  

Роман Мархолиа поставил нелинейную историю, а скорее мистерию – симбиоз из снов, вспышек, воспоминаний и мечт, танцев и песен, молитв и цитат из библии. Он по-своему адаптировал роман для сцены, подавая историю рывками, частями, которые порой меняются местами по сравнения с первоисточником. В спектакле два основных действующих лица (Мадам Роза и Момо), и именно в их реальностях и снах происходит действие, именно там они ищут ответы на вопросы, которые задает жизнь. Светлана Крючкова в роли Мадам Розы словно роза из сада цветов: то это добрая белая роза, то хулиганистая зеленая, то элегантная лиловая, а под конец жизни – ярко-красная (художник по костюмам – Фагиля Сельская).

Но даже в этой истории о жизни самых падших, низших и нищих слоев общества есть свет. Концовку спектакля можно описать, перефразировав фразу из «Карлсона»: «Она улетела, но завещала любить». Любить – вне зависимости от национальности, языка, религии, взглядов и положения в обществе.

___

Наталия Козлова

Фото: страница спектакля на сайте Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова

___