«Тоска» Джакомо Пуччини – одна из самых знаменитых мировых опер. Уж мотив арии Каварадосси узнают даже те, кто с оперой почти не знаком. Сейчас появилась замечательная возможность для тех, кто считает этот жанр скучным, развеять свои сомнения и сходить на премьеру в «Геликон-оперу». Столь красивая музыка, сложные партии, захватывающий сюжет и постановка Дмитрия Бертмана (а она совсем небанальна – впрочем, у него так всегда) не оставят никого равнодушным! «Тоска» в «Геликоне» – восхитительное зрелище и для зрения, и для слуха, и для воображения!
Первое, о чем сказал Дмитрий Бертман на встрече с журналистами, перед генеральным прогоном, касалось не премьеры, а ситуации в театрах в целом. Он поделился радостью, что, в то время, когда множество культурных заведений в мире закрыто, театры Москвы, в том числе и Геликон-опера, играют спектакли: «У нас каждый день открывается занавес – это невероятно здорово!».
Затем последовал интересный рассказ о том, что опера для школьника Димы началась именно с «Тоски» в постановке Бориса Александровича Покровского, которая в то время шла в «Большом театре», и мальчик Дима частенько бегал её смотреть. Он уже тогда знал всю «Тоску» наизусть на русском языке. Дима вырос и стал режиссёром и художественным руководителем «Геликон-оперы» Дмитрием Александровичем Бертманом. К «Тоске» он обращается уже третий раз. Первая постановка была в Латвийской национальной опере на Рижском оперном фестивале по приглашению Андрейса Жагарса, которому, как большому другу и во многом своему учителю, Дмитрий Александрович посвящает премьеру «Тоски» в «Геликоне». Вторая постановка снова была в Риге в 2012 году. А вот в «Геликоне», в оперном театре с очень большим репертуаром, Пуччини отсутствовал. Почему же? Дмитрий Бертман признался, что у него произошел некий «развод» с композитором, после посещения дома-музея Джакомо Пуччини в Торре-дель-Лаго и шока от увиденного там. Мало того, что композитор был с садистскими наклонностями – он коллекционировал оружие, которым убивал на охоте животных, со следами крови и шерсти, так еще у него в доме оказалась погребальная, где похоронена мать Пуччини, и находится она между спальней и столовой, сейчас в этом же доме захоронен и композитор.
«Когда я увидел гостиную, спальню, погребальную, где в смежных комнатах похоронены мать и он сам, когда я увидел коллекцию оружия, когда узнал о подробностях его личной жизни, я сразу начал вспоминать сцену допроса Каварадосси, – вспоминает Дмитрий Бертман. – В любой опере Пуччини – жёсткая сумасшедшая драматургия и экстремальные обстоятельства. Но при этом – потрясающая музыка. Она вся – саундтрековая. По сути, Пуччини был режиссёром, об этом же говорил и великий Станиславский: “Пуччини является не только музыкантом, но и исключительным режиссёром. Он чувствует сцену. У него музыка тесно соединена со словами, и они вместе с музыкой составляют в его произведениях будто компактную массу. Пуччини глубоко театральный человек, и это является наиболее ценным в его произведениях”».
Какой-то период Дмитрий Бертман просто не мог через себя переступить и взяться за постановки опер великого итальянского композитора. Но вот пришло время, когда Пуччини вновь входит в разряд интересов режиссёра. Четыре года назад художественный руководитель «Геликон-оперы», наконец, решился поставить «Турандот», теперь очередь дошла и до «Тоски».
«Тоску» не раз упрекали в натурализме, дешевом мелодраматизме, «веристских крайностях», в излишней «брутальности» (в «Тоске» умирают все главные герои, это самая «летальная» опера Пуччини). Но это не мешает ей быть одной из любимых опер в мире. Сам Пуччини боролся за то, чтобы сюжет пьесы «Тоска» французского писателя Викторьена Сарду был отдан именно ему – эта же тема занимала и его коллегу, молодого композитора Франкетти. В конце концов, Франкетти уступил, а опера «Тоска» вошла в историю, как шедевр Пуччини.
Действие в Тоске развивается стремительно, в течение суток, в охваченном революционными настроениями Риме. В пьесе В. Сарду «Тоска» точно прописано время – «день, вечер и раннее утро 17 и 18 июня 1800 года». Первый и единственный раз Пуччини создал оперу на исторический сюжет – все события происходят на фоне знаменитой битвы Наполеона при Маренго, состоявшейся 14 июня 1800 года.
В «Тоске» живут конкретные персонажи, многоликие и изменчивые, манкие для зрителей в любые времена и эпохи. Реальность происходящего подчеркнута музыкальными деталями: известно, что в прелюдии к последнему действию Пуччини воспроизводит звучание утренних колоколов в Соборе Св. Петра в Риме, а в уста мальчика-пастуха вкладывает текст старинной итальянской песни, которую действительно пели пастухи в окрестностях Рима.
Дмитрий Бертман: «У Пуччини потрясающая драматургия, но сложность в том, что он однозначен. Нет возможности интерпретации, но это и интересно. Есть знаки, по которым можно расставить действие. Мне хотелось посмотреть на эту историю с позиции адвоката каждого героя».
Дмитрий Бертман не был бы собой, если бы не нашел необычные ходы в своей сценической версии. При этом они полностью соответствуют партитуре, не потребовали абсолютно никаких сокращений, не идут в разрез с действием, а в чем-то даже делают его более реальным, убирая вещи, которые разумом сложно объяснить, внося в сильную, страстную, объемную оперу долю логики и долю сумасшествия.
Объемной опера получилась не только по вокалу, исполнительскому мастерству оркестра, кастингу (а на «Тоску» в театре нашлось целых 5(!) составов), но и по сценической интерпретации. На сцене задействована вся глубина пространства. Совет: при покупке билетов больше ориентируйтесь на центр, а то можете что-то недопонять (если не прочитали об этом заранее) из-за среза сцены, а остальное пусть решают ваши финансовые возможности – и с крайних мест опера все равно впечатляет.
Игорь Нежный (художник-постановщик): «Мы не строили декораций церкви и палаццо. Да, это все сакральные места священного Рима, но у нас есть свое сакральное место – сцена. На ней нет ничего лишнего, только то, что нужно для замысла режиссёра. А ещё на ней множество наших костюмов из других спектаклей».
«Множество костюмов» в сценографии выражается в объёмной фотопечати на материале. Издалека декорации-полотна по бокам сцены действительно смотрятся как огромные шкафы, завешанные одеждой.
Татьяна Тулубьева (художник по костюмам): «Мы приступили к работе с большим воодушевлением. С Дмитрием Александровичем по-другому нельзя, он заражает всех своими замыслами. Сложность была в том, что у нас на всю оперу одна героиня. Точнее две, но у второй маленькая роль в начале постановки, а главная – одна».
В постановке Дмитрия Бертмана сошла на нет политическая составляющая, и вперед вышел любовный треугольник. Да какой! Это детектив с элементами психологического триллера. В нём нет ярко окрашенных положительных и отрицательных героев. Хотя обычно «Тоска» – это что? Это двое влюбленных, которых хочет разлучить злодей, потому что он сам влюблен в героиню, и все это происходит на фоне исторических событий. В результате? Все умирают. Поиск ответов на свои вопросы навел режиссера на мысль, что Марио Каварадосси – это вовсе не романтичный влюбленный, а приспособленец, альфонс, который использует влюбленную в него Тоску в своих целях, не упуская случая гульнуть налево с прекрасной маркизой Аттаванти. Тоска же ослеплена любовью настолько, что не замечает его пользовательского отношения к ней, а вот в измене подозревает, устраивает сцены ревности.
Художнику приходится укрывать друга – бежавшего из тюрьмы республиканца, на его след выходит Барон Скарпиа – начальник тайной полиции. Барон арестовывает Каварадосси, пытает, требует выдать место нахождения преступника. Хотя, вот это вызывает вопросы… Если Марио такой приспособленец, почему не выдал беглого, или друг из него надежнее, чем любовник? Или вся история с пытками была подстроена, и Марио решил сыграть этот спектакль, отказаться от Тоски, чтобы попытаться остаться живым? А может у зрителя возникнут еще варианты, не совпадающие с моими?
Возвращаемся к моменту ареста художника. Скарпиа, арестовав Марио, требует от Тоски провести с ним ночь в обмен на освобождение художника и на его расстрел холостыми патронами. Тоска соглашается, но как только получает документы, с которыми она с любимым сможет утром бежать, закалывает Скарпиа кинжалом. И что же мы видим в этой сцене, которая происходит в комнате Скарпиа? Платья-платья и еще раз платья Тоски. Собраны все сценические костюмы (она же актриса и певица) в одной комнате, засохшие цветы, газетные публикации и портрет… Свадебный портрет Тоски и Скарпиа! И ее свадебное платье. Так получается, что они муж и жена! А может именно благодаря Скарпиа она и стала известной певицей? Оказывается Тоска-то, влюбившись и потеряв голову, ушла от мужа к молодому художнику. Вот такой любовный треугольник с новыми гранями разворачивается у Дмитрия Бертмана. Три героя, как три рыбки в аквариуме, ищут выход из замкнутой ситуации. Три рыбки в аквариуме, кстати, на сцене тоже присутствуют: тихо и спокойно ведут себя, плавая и ничего не ища, а просто живя в своих природных условиях на фоне людских страстей. Но люди же – это не рыбки.
А дальше? А дальше все как положено: Тоска убивает Скарпиа, в Каварадосси стреляют настоящими патронами. НО! Все не так просто. Приходите, посмотрите сами. Дмитрий Александрович умеет интриговать: «Одного из героев я все-таки оставил живым».
Солисты все справились со своими партиями прекрасно, а если учесть, что это первые показы, то это не предел, есть куда стремиться. Хотя на прогоне, на который была приглашена пресса, исполнители уже срывали громкие овации, да и, честно говоря, составом в этот вечер очень порадовали: Алиса Гицба (Флория Тоска), Игорь Морозов (Марио Каварадосси), Михаил Никаноров (Барон Скарпиа), Дмитрий Янковский (Анджелотти, тюремщик), Дмитрий Скориков (Ризничий), Дмитрий Хромов (Сполетта), Андрей Орехов (Шарроне), Дмитрий Кучеренко (пастух) и прекрасная Ксения Лисанская в роли Аттаванти. Но вот куда стремиться оркестру во главе с Валерием Кирьяновым уже непонятно сейчас: они были на высоте и очень чутко вели свою сложную партию! Как всегда, в «Геликоне» интересно вписан хор в постановку: мало того, что они все поют, как единое целое, они еще и очень хореографичны в массовых сценах. Но, думаю, высоту спектакля тоже нелегко поддерживать, даже если она удалась на премьере. Есть всё равно куда стремиться, зритель всё время разный.
Валерий Кирьянов (дирижёр-постановщик): «Моя главная задача была в том, чтобы подтвердить в оркестре то, что происходит на сцене. Пуччини – композитор, у которого музыка целиком отображает происходящее. И я во время репетиций смотрел на сцену и пытался сделать, чтобы всё в оркестре было подчинено происходящему».
«Тоска» – это постоянный вызов для режиссёра. Дмитрий Бертман своей постановкой попытался проникнуть в замыслы композитора, считать смыслы. Например, именно потому, что на итальянском языке Тоска переходит со Скарпиа в разговоре в какой-то момент на «ты», и привело его на мысль, что они – муж и жена. И это не одна находка режиссёра, он предлагает зрителю оценить свою версию постановки, которая отличается от многих других традиционных постановок. «Тоска» в «Геликоне» обязательно увлечет зрителя, ведь в ней есть и убийства, и страсть, и любовь. И это без того, что «Тоска» – уже наслаждение потрясающей музыкой и вокалом.
___
Наталия Козлова
Фото: Елена Никитченко / YESTOTO
Смотреть страницу спектакля на сайте театра «Геликон-опера»
___