На исповеди

В Малом театре состоялась премьера спектакля «Кроткая», поставленного Виктором Крамером. Спектакль – одно из многочисленных мероприятий Зимнего международного фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета. Специально для спектакля была написана и музыка композитора Кузьмы Бодрова.

«Кроткая» Федора Достоевского – спектакль по сути одного актера. Его монолог, рассказ, исповедь, попытка разобраться в самом себе и происходящем. Сергей Гармаш – прекрасен, ибо Федор Достоевский однозначно его автор. Лишь только услышав первые фразы, чувствуешь – он любит Кроткую. Любит ту, которую долго мучил. Горькая правда в том, что её уж нет на свете. Когда-то рассказчик был офицером, потом стал ростовщиком. О его теперешнем занятии напоминают высоченные декорационные конструкции – ящички, уходящие вверх, ввысь, только не к Богу…

Кротких в спектакле несколько: Юлия Максютина, Светлана Божатова, Олеся Лоткова, Владислава Самохина, Елизавета Долбникова, Александра Плетнёва, Анфиса Сёмина, Анастасия Щукина, Юлия Сергеева. Все – студентки ВТУ им. М.С. Щепкина. Все молоды и прекрасны, все олицетворяют женское начало, женскую природу, женскую преданность, любовь, гордость, самолюбие. Они одновременно героини и тени Кроткой, её alter ego. Двигаются плавно, поют. А ещё они все – героини играющие. В спектакле есть кукла – предмет как неодушевленный, так и овеществленный. То, быть может, тоже душа Кроткой. Кукла способна стать и быть выше рассказчика в тот момент, когда герои поменялись местами. Каждый из нас одновременно палач и жертва для других.

И всё же страшная исповедь заканчивается преображением героя. Кукла-Кроткая способна благословить и помиловать обидчика жестом. Она его судья и Спасительница. Вот только цена за преображение  – смерть самого близкого человека. Как оказывается. Но в финале ящичков нет. Вместо них – Богоматери.

___

Марина Абрамова

Фото: Евгения Нагапетян

___