На Чистых прудах поставили притчу о человеке с чистым сердцем

На Исторической сцене Театра Олега Табакова, которая находится в «подвале» на Чистых прудах, дух студийности, легкости, жизнелюбия поселился очень давно, и, что радует, уходить оттуда с годами явно не собирается. Те актёры, которые когда-то сами были пришедшими в театр «вчерашними» студентами, теперь и преподают в Школе Олега Табакова, и ставят спектакли. И благодаря этому у студентов и выпускников Школы есть возможность играть на одной сцене со своими педагогами и в их работах. Одной из таких постановок является премьера сезона – «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова, поставленная Алёной Лаптевой, которая сама – действующая актриса театра и педагог Школы Олега Табакова.

Для Алёны «Старший сын» – это вторая работа в качестве режиссёра. Три года назад она поставила романтичный, атмосферный и лиричный спектакль «Ночи Кабирии» по сценарию фильма Федерико Феллини с молодыми актёрами театра. В «Старшем сыне» на одной сцене сошлись заслуженный артист РФ Сергей Беляев, Алексей Усольцев и актёры, которые совсем недавно были студентами Школы.

Пьесы Вампилова ставили и продолжают ставить, спрос на них не падает, а истории, написанные в 60-х годах прошлого века, находят отклик и в нынешнее время. Наверное, рассказы о доброте, душевности, внутренних метаниях и поисках счастья не могут быть современными или не современными, эти темы волнуют людей во все времена.

«Старший сын» – история о том, как два совершенно разных по восприятию жизни молодых человека, Бусыгин (Артур Касимов) и Сильва (Павел Шевандо), познакомившись с девушками, пошли их провожать, и, получив «отставку» у дверей квартиры, опоздали на последнюю электричку в город. Поселок, почти 12 часов ночи, прохладно, транспорта нет, а что-то делать, чтобы не замерзнуть, надо. Постучавшись в одну дверь, затем в другую и не найдя сочувствия и приюта, молодые люди решают пойти на хитрость. Чтобы их все-таки пустили в следующий дом переночевать, один из них, по наводке второго, представляется внебрачным старшим сыном хозяина дома. Ему верят, ребят принимают как родных. Так у отставного музыканта Андрея Григорьевича Сарафанова (Сергей Беляев) появляется еще один сын, а у его детей (сына и дочери) – старший брат. И начавшись комедией, история о простых человеческих отношениях перерастает в комическую мелодраму.

На сцене уместилось всё, что необходимо для постановки. Воспроизведена деревенская квартира Сарафанова с хлипкими окнами, старенькой мебелью, тикающими ходиками. На стене висит фотография главы семейства с детьми, а из радиоприемника играет музыка Чайковского. С краю сцены: забор с калиткой, дворовая скамейка, через всю сцену протянута веревка для сушки белья, в глубине – окно и дверь в дом, где живет соседка Макарская (Арина Автушенко). Рядом видна улица. Создатели спектакля постарались передать атмосферу 60-х во всем: и в обстановке, и в костюмах, и в характерах героев. И такой герой, как Сарафанов, наверное, мог жить только в те годы, таких людей сейчас «не делают» – он искренне верит в то, что «человек человеку брат», он хочет, чтобы все были счастливы. Желает дочка выйти замуж и уехать – пожалуйста; влюбился старшеклассник-сын в соседку на 10 лет старше – ну может и это поправимо, почему бы с ней не поговорить об их союзе? И, когда дети разбегаются, выбирают каждый свою дорогу, вдруг появляется еще один «сын», которому очень нужен отец, и два чужих человека за одну ночь становятся близкими людьми.

Сарафанов всю жизнь сочиняет ораторию под названием «Все люди братья», но никак не может продвинуться в своём сочинении дальше первой страницы, ведь в реальности верящих в подобное изречение людей встретить практически невозможно. В этом спектакле каждый герой пишет свою ораторию жизни. У Нины (Наталья Попова) она о том, как быть хорошей женой и следовать за мужем, быть любимой и любить. У Васеньки (Павел Чернышев) – как справиться с нахлынувшей первой влюбленностью. У Бусыгина – о поиске себя и близких по духу людей. У Сильвы – о простых легких источниках радости, порхании по жизни без напряжения. У Макарской – как найти хорошего жениха и при этом не скучного. И даже у соседа есть оратория – о дружбе с алкоголем. Кстати, что символично, соседа в этом спектакле играет Алексей Усольцев, игравший эту же роль на этой же сцене в «Старшем сыне» Константина Богомолова – этакая преемственность поколений, связь между тем составом и этим – более молодым.

Владимиру Бусыгину за одну ночь становится близкой семья Сарафановых: его мучает совесть, что обманул хозяина, он начинает принимать участие в истории Васеньки и даже влюбляется в Нину. Он проникается Сарафановым потому, что сам в чем-то похож на него. И обманывать он не привык – это просто стечение обстоятельств. В отличие от дружка Сильвы, который готов ради выгоды и обмануть, и шашни завести с соседкой, и главное – вовремя исчезнуть – практичный человек, знающий как пристроиться. Почти наш современник. Как и Кудимов (Максим Сачков/Севастьян Смышников), буквально влетающий во двор дома на мотоцикле, постоянно смотрящий на стрелки часов, ему вечно надо бежать. Лишь Сарафанов принимает жизнь как время, созданное для общения с семьей. «Блаженный» – именно так называла его жена. Он не бежит из дома, он бежит домой. При просмотре «Старшего сына», вспомнилась фраза из спектакля, шедшего когда-то на сцене «Табакерки» – «На всякого мудреца довольно простоты»: «Как ты ухитрился, дожив до шестидесятилетнего возраста, сохранить во всей неприкосновенности ум шестилетнего ребенка?» Ум у Сарафанова есть, но вот взгляд на жизнь открытыми глазами ребенка, с доверием к людям, какие, наверное, могут быть только у детей, Сарафанов сохранить смог.

Добрые человеческие чувства – это всегда редкость. И дети Сарафанова верят в добро, в верность, в искренность, но просто уже учатся жить по-другому, по правилам своего времени, учатся практичности. Они, чтобы не обидеть отца, скрывают от него, что знают об его уходе из оркестра и о «подрабатывании на похоронах и танцах», а он старается не обидеть их, взаимно скрывая эту же ситуацию.

«Жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих. Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит», – именно с таким взглядом, понимая, что большого героя из него не выйдет, но вот сердце как раз у него чистое, живет Сарафанов. Хотя, разве он уже не герой? Он воспитал в одиночку двоих детей! И хороших детей.

«Вы все мои дети» – скажет в конце он, узнав правду о «старшем сыне». Он примет обман не как преступление, а как подарок судьбы, которая преподнесла ему еще одного близкого человека. Возможно ли такое? А что было бы не опоздай Бусыгин с Сильвой на электричку? Или это была просто басня, притча, сказка, которая возможна только в альтернативной реальности? Или всё-таки доброта в жизни еще существует?

«Старший сын» в Театре Олега Табакова – спектакль для разного зрителя. Люди постарше смогут поностальгировать, вспомнить молодость, помоложе – поучиться добру и вере в человеческие отношения. Постановка Алёны Лаптевой человечна, лирична и философична. Это простая история о простых людях, которые просто хотят быть нужными своим детям и родителям, хотят любви и понимания.

Когда-то Пушкин устами Моцарта советовал в грустные минуты перечесть «Женитьбу Фигаро». В те минуты, когда вы готовы утратить веру в человечество, нужно перечесть пьесу Вампилова «Старший сын». Это великая пьеса об абсолютной любви, на которую способны редкие люди. В такой любви нет сентиментальности и слащавости, в реальном мире она выглядит странно и неразумно, но все-таки существует.

Режиссер Алена Лаптева: «Вампилов — драматург, который всегда современен. Из тем, затронутых им в пьесе «Старший сын», а их много, можно выбрать любую, и она будет актуальна. Мне была интересна история того, как чужой, посторонний человек становится родным. Как можно принять такой поворот событий не в теории, а на практике, как происходит это срастание. «Все люди братья» не только название неоконченной оратории Сарафанова, это принцип его жизни».

___

Наталия Козлова

Фото в тексте: Елена Никитченко / YESTOTO

Заглавное фото и фото в галерее: Театр Олега Табакова

___

Режиссер: Алена Лаптева. Сценография: Сергей Тырин. Художник по костюмам: Евгения Панфилова.

В ролях: Бусыгин – Артур Касимов, Сильва – Павел Шевандо, Сарафанов – Сергей Беляев, Васенька – Павел Чернышов, Кудимов – Максим Сачков/Севастьян Смышников, Нина – Наталья Попова, Макарская – Арина Автушенко, подруги – Ангелина Пахомова, Анастасия Тимушкова, Сосед – Алексей Усольцев.

Страница спектакля на сайте Театра Олега Табакова: https://tabakov.ru/performances/Son/

___